Чтобы победить врага, нужно его понять

Война - это великое дело государства,
основа жизни и смерти,
Путь к выживанию или гибели.
Это нужно тщательно взвесить и обдумать

Диалог с Россией и россиянами - невозможен. Примите это как данность. И дело тут не в том, что там “тупая вата”, или “пропаганда (хотя не без нее)”. Диалог невозможен на сугубо техническом, инженерном уровне. Мы говорим (ну или можем говорить) на одном языке, пишем на одном языке (или можем на нем писать,  как я сейчас), но у нас с ними разные “кодировки”. Это отлично иллюстрируется сферой IT- поставьте другую кодировку, и любой текст превращается в набор не читаемых иероглифов, хотя содержимое в виде единичек и ноликов не поменялось.

Многие из нас, если не каждый - порой поражались тому, как оппоненты из-за поребрика перекручивают факты, делают черное белым, и вообще словно существуют в параллельном мире. И даже самые убедительные доказательства игнорируются, и списываются, как “незначительные”, или “сомнительные”.

Конечно, можно все списать на пропаганду. Мол, убедили людей, а они теперь нихрена не понимают. Но ведь пропаганда не может, скажем. сделать кирпич мягким. Ты можешь 100500 раз рассказать, какие мягкие и нежные вещи - эти кирпичи, слепить из них куличик в прямом эфире, но как только кто-то возьмет этот булыжник в руки - он должен понять, что нихуя кирпич не мягкий!

Но не тут-то было. Скажу честно, паззл сложился у меня не сразу, и вообще только недавно (а ведь два года прошло с начала противостояния!).

Просто ватное неверие - это намного больше, чем просто ложь, или неведение, или даже самообман. Это целый комплекс факторов, которому. кстати, мы подвержены не в меньшей степени (то, что за нами правда - не значит, что мы иммунны к подобным технологиям).

Итак, в чем же состоит секрет бронелобия оппонентов? Почему даже самые вопиющие факты игнорируются. или переворачиваются с ног на голову?

Первое - это законы жанра художественного повествования. Когда мы читаем книгу, или смотрим фильм, или тот же комикс листаем (который про Бетмена, а не Bunny), мы себя ассоциируем с героем этого действа. И - кто бы мог подумать - герой всегда самый умный, самый везучий, и за ним всегда правда. Посмотрите на киноленты, чьи герои - отъявленные отморозки. Скажем, “банды Нью-Йорка”. Там же, мать его, НИ ОДНОГО положительного персонажа! Уголовники, бандиты и подонки. Но мы все равно “болеем” за персонажа Дикаприо, т.к. он - “обиженный” Биллом Мясником ребенок, чьего отца тот убил в уличной потасовке. Или та же “Бригада” мордорского разлива. Ведь ясно, что Саша Белый и ко - мразь и подонки. Но им сочувствовали! Я сам - тогда еще школьник - помню, какую антипатию вызывал подлый негодяй-противник Саши! Панин сыграл великолепно - его персонажа хотелось ненавидеть до боли в почках!

В любом “правильном” фильме - герой всегда намного, или - хотя бы - чуть лучше, чем его враги. Тот же Риддик - убийца, негодяй, но - как бы “свой”. Он, конечно, плохой, но благородный. Убийца, но пощадил недалеких идиотов, попавших под раздачу.

И посмотрите на антигероев. Все эти Палпатины. Все эти марвеловские Красные Черепа. Все эти Шредеры и прочие Джокеры. Они всегда - негодяи, лишенные понятия чести и достоинства. Они всегда врут, всегда предают, всегда действуют подло и низменно. Они могут быть могущественны, но они всегда в чем-то уступают герою морально. Ведь - согласитесь - снимать фильм про двух мерзавцев не интереснее собачьих боев. Такие повести иногда появляются - но даже в них один из подонков чуть лучше другого.

Итак, первый ингредиент коктейля “русский мор” - это ассоциация себя с героем, привитая нам массовой, и не только массовой, культурой. Когда очередной кацап рассуждает про “фашистов” и “биндеровцев” - он уже ставит себя ан место героического “деда”, против которого весь Вермахт и СС, и которому - перед титрами - “спасибо за победу”. Ведь культура учит, что “добро” априори лучше “зла”, а, значит, он обладает моральным преимуществом перед “нациками”.
А вот оппонент всегда наделяется чертами злодея - лжец, подлец и просто подонок. И потому ни единому его слову верить нельзя априори. Враг говорит, что пришел с пустыми руками - жди западни, или ножа в берце. Он говорит, что хочет мира, значит - готовится к войне. И так далее - до бесконечности. Другими словами, любая попытка указать, что вы - не главгад, только укрепляет веру оппонента в том, что вы - именно главный негодяй, ведь вы просто врете, и пытаетесь не то от ответственности уйти, не то слабостью воспользоваться. А если вы говорите, мол, да, я - такое говно, то это воспринимается как признание, и, следовательно, как пример своей правоты. Мол, я ж говорил - на майдане - фашисты!

Второе. Языковой императив.
Это был самый важный, и самый недостающий кусочек паззла, который я вычитал и осознал лишь недавно.
Что такое язык? Это набор слов и образов, которые вызывают некие эмоциональный и логические ассоциации. Например, “неня” - это что-то такое теплое и ласковое. Что-то, пахнущее хлебом и молоком, безобидное и ранимое. И “мать”. Чеканное слово, словно кузнечным молотом, высекающее образ твердой, непреклонной, волевой. От “матери” пахнет мазутом, поркой и строгостью. Это - стальная чушка, а не теплое котэ.

Так вот. Русский язык - в силу его официального статуса в СССР, стал частью пропаганды и промывки мозгов. Это не я придумал, это умные дяди писали. Вот задайте себе вопрос: что у вас ассоциируется со словом “пионер”. Если отбросить сленг Сети, то первое, что приходит на ум - это такой мальчик в белой рубашке и красном галстуке, который марширует с барабаном, или трубой, и помогает бабушкам переходить через дорогу.

Реальный пионер еще мог иногда банально бить стекла из рогатки, или, прячась от вожатых, курить за сортиром, а то и пионерок в кустах тискать. Но это - вне образа. Образ сформирован четко по шаблону галстук-труба-бабушка-дорога. Никаких рогаток. Никаких кустов. Только Честь, Отвага и Любовь к Родине.

Или, скажем, Красная Армия. Первое, что встает перед глазами - это чумазые танкисты Т-34, или не менее чумазые их коллеги в окопах и в небесах. Потом вспоминается Афганистан, и всякие Т-72. И уже в последнюю, пожалуй, очередь - чудо на Висле.

То есть, когда кого-то клеймят “фашистом” - это практически безвозвратно. Все. Вас одели в серую шинель, выдали панцерфауст и огнемет - жечь православный беркут. Вы - злодей. Поздравляю. Благодаря пункту №1, вы уже никак не можете обелить себя в глазах оппонента. Вы говорите, что ВСУ не обстреливают города Донбасса так, как это делают сепаратисты? Ну, очевидно же, что вы а) врете б) обстреливаете целенаправленно - вы же фашист! И согласно своей подлой натуре, вы просто врете, и увиливаете, что бы избежать ответственности!

Третье. Пропаганда активная.
Под активной пропагандой я обозначаю всякие информационные вбросы, вроде распятых мальчиков и девушек с монтажной пеной в интимном месте.

Благодаря пунктам №1 и №2, зритель уже морально готов, и - более того - жаждет этих ужасов. Как очень верно отметили многие люди поумнее меня, для кацапов, вся эта заваруха на дамбасе - это такой себе увлекательный сериал по ТВ. Игра Престолов, с той лишь разницей, что ты знаешь, что если какому-нибудь Шону Бину снесли голову - то этот актер выбыл навсегда не только из кино, но и из реальности.

И тут срабатывают триггеры, заложенные в языке и искусстве. Среднестатистический зомби ассоциирует себя с “хорошими” - с его точки зрения - персонажами. И это, кстати, в немалой степени касается и нас с вами. Согласно законам жанра, “положительные” персонажи тут же наделяются рядом характеристик, которые их облагораживают.

Ну, условно, возьмем того же выродка “мотороллу”. Там не то, что лишняя хромосома на лбу нарисована, это вообще квинтэссенция слова “пиздец”. Однако, это - любимый телегерой. Я как-то слышал, мол, да, неказистый, да, какой-то стремный, но зато хватило силушки руssкой с хунтой кровавой тягаться! (я молчу про мрак, когда говорят. мол, вас вот такой дегенерат нагибает - бойтесь, что настоящие русские прийдут!) Ну, или что-то в этом духе. То есть: даже негативные черты трактуются, как благодетель. Убивает пленных? Так это ж фашики - их можно без суда и следствия, как диды! Три класса образования? Так даже с тремя классами нацистскую нечисть бьет!

Ну и так далее, и тому подобное. Другими словами, из-за превращения войны в злоебучее шоу, человек теряет чувство реальности, и начинает все воспринимать неадекватно.

Что бы быть объективным, немного нашей зомби реальности. Например, у нас очень раскручен бренд “участник АТО”. Это, безусловно, хорошо, когда у человека хватило мужества, отваги и сил - пойти на войну. Бросить привычную жизнь, и рисковать головой за наш с вами покой. Это заслуживает уважения и - безусловного почтения.

Но есть проблема: далеко не все, кто носит форму - ангелы. Более того, не все, кто прошел горнило войны, являются, или стали хорошими людьми. И еще более того - даже среди наших защитников есть уроды, может, и не уровня какого-нить гиви, но подонки еще те. Например, предполагаемые мудаки, расстрелявшие волонтерскую группу по противодействию контрабанде.

Так вот. Из-за искаженного восприятия реальности, многие наши соотечественники начинают видеть нимбы и крылья там, где их нет.

То есть, еще раз. Информационный фон формирует наше сознание не меньше, чем воспитание. Вы не смотрите ТВ? Молодцы. Вот только вы читаете в Интернете всякое разное, и, как правило, люди склонны искать то, что им нравится и приятно. Нравится человеку думать, что он-де самый умный - читает про тонны зрады, и рассуждает, как, мол, надо страну обустроить. Мол, надо бы Раду разогнать, а Порошенко - продать фабрики!

Ладно. Остапа понесло. Заканчиваем с этим пунктом.

Итак: информационный фон, в куче с особенностями восприятия реальности формирует крайне устойчивые стереотипы. И эти стереотипы настолько живучи, что даже железобетонные контраргументы, зачастую, игнорируются.

Резюмируя.
Надо понимать, что есть еще миллионы причин, по которым коммуникация невозможна. Что нет альтернативных авторитетных источников инфомрации. Что люди могут просто чего-то не знать итп. Это не отменяет трех главных пунктов.

Если подвести условный итог, то прав пан профессор - кацапа надо слать нахуй. Не потому, что мы злые. Просто диалог с кацапом - это - с обеих сторон - игра в футбол со стеной. Мы говорим на одном языке. но с разной кодировкой. Для них СССР - это колбаса по 20 копеек, Рейхстаг и Гагарин. Для нас - Голодомор, лагеря и депортации. Для них Российская Империя - это одна большая и дружная семья, для нас - это мудаки, спалившие Сечь, и пытавшиеся запретить солов’їну.
Мы не можем найти общий язык в принципе. Условно: что бы найти его надо всем забыть про Крым. Им - про то, что “он наш”, и “он всегда был российский”, а нам - о том, что его отжали, наплевав на все обещания и заверения. Ни одна из сторон на этой не пойдет - в нас говорит - как минимум - справедливая обида, в них - имперские комплексы.
Тем не менее, мы должны понимать, как работает то, чем забита голова среднестатистического ватана. Сунь Цзы говорил:
Поэтому высшее пресуществление войны - разрушить планы врага; затем - разрушить его союзы; затем - напасть на его армию; и самое последнее - напасть на его укрепленные города.
Мы же не можем разрушить планы, не понимая, ка враг думает. Мы не можем разрушить союзы, не разрушив планов. Мы не можем закончить войну, не разбив армию. Мы не можем навязать мир, не войдя в Москву (в качестве дип. миссии :) ), как победители.

А потому содержимое голов запоребриковых орков должно изучаться 24/7. Если их пропаганда рассказывает про “смеющиеся исканедры” - значит, мы на верном пути. Если про нас не пишут - значит, ущерб недостаточно ощутим.
Надо понимать нашего противника. Надо понять как он думает. Какова его мотивация. Каковы его цели. И только поняв все это - мы сможем эффективно ему противостоять.