Аляска: русские корни американской культуры

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась 30 марта 1867 года, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион, а в частности — на искусство. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.

/1 * * t 4 I I \
' ! * i ;,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Тлингитское рельефное одеяло, конец 19 в. Двуглавый орел, напоминающий имперский герб, свидетельствует о русском влиянии. Орел также является героем тлингитских мифов. Таким образом, двуглавый орел в данной работе означает слияние тлингитской и русской культуры в 19 в. 

Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселение – Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.
С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей. Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем.
Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Вручную вырезанная из дерева дарохранительница используется во время крещений. Создана она эскимосским мастером резьбы по дереву Виктором Ником в 1987 г. Дарохранительница изображает сцену Крещения Иисуса Христа Иоанном-Крестителем в присутствии трех ангелов. Труд местных ремесленников как правило использовался православными миссионерами при строительстве церквей. Например, алеутские резчики по дереву были задейстованы о. Иоанном Вениаминовым для украшения новой церкви в г. Уналашка (строительство началось в 1825 г.) и создания иконостаса святыни.
Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Икона Святителя Иннокентиянаписана в конце 19 в. масляной краской на холсте, ее размер – 92.1 х 64.8 см. Она находится в часовне св. Александра Невского в г. Акутан, Аляска. Хотя икона принадлежит руке неизвестного иконописца, особенности стиля выдают ее алеутское происхождение. В частности, безлесый пейзаж типичен для островов Алеутского архипелага. Икона была отреставрирована в 1993 г.
Благодаря этому на Аляске возник ряд талантливых алеутских художников. Достоверно известно о работе двух местных иконописцев девятнадцатого века – Василия Круикова и Георгия Петухова. Василий Степанович Круиков был внуком русского поселенца Ивана Круикова. 
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Эта деревянная икона св. Андрея Первозванного скорее всего принадлежит руке алеутского иконописца Василия Круикова. На фоне фигуры св. Андрея Круиков изобразил пейзаж острова Уналашка в Алеутском архипелаге с характерным для местности вулканом. Икона написана в 19 в. масляной краской на холсте с использованием шеллака – естественной смолы. Ее размер – примерно 58 x 41 см. Икона св. Андрея – часть иконостаса Собора Святого Вознесения Господа Нашего в г. Уналашка. Круиков, по свидетельству о. Иоанна, научился писать иконы сам. Он также был известен благодаря своим портретам, которые, к сожалению, не сохранились. О. Иоанн очень ценил работу этого художника и иконописца.Интересен выбор святых для своих икон алеутскими иконописцами: и св. Андрей Первозванный, и Архангел Михаил традиционно считаются покровителями Руси.
Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке. 
Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае.
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Икона Архангела Гавриила была написана алеутским иконописцем Григорием Петуховым, учеником о. Иоанна Вениаминова, выпускником семинарии и, возможно, первым иконописцем из числа коренных жителей Аляски. Размер иконы – приблизительно 70 x 54 см, она написана маслом на холсте в 1850 г. Эта икона составляет пару для иконы Архангела Михаила, также написанной Петуховым. Алеутские иконописцы Аляски обладали особым и вполне узнаваемым стилем работы. Для него характерен гористый пейзаж темно-синей, сумеречной цветовой гаммы на заднем плане. 
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Икона Архангела Михаилабыла написана Петуховым приблизительно в 1850 г. в Ситке. В своей работе он использовал масляную краску на холсте, размер иконы приблизительно 70 x 54 см. Впоследствии икона была полностью отреставрирована. В этой иконе нашел отражение гористый пейзаж Аляски. Выбранные Петуховым образ и поза Архангела Михаила, побеждающего Сатану, не раз находили отражение в иконописи, а также в светской живописи: примером является картина Джузеппе Чезари Архангел Михаил (ок. 1629).
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Икона св. Германа Аляскинского создана в 1992 г. мастерицей бисероплетения из народности Кониаг (Алютиик) Элеанор Наумофф, деревня Старая Гавань, Аляска. Св. Герман – один из первых русских православных миссионеров на Аляске и один из четырех православных святых, к которым также относятся св. Иннокентий и святые мученики Ювеналий и Петр-Алеут. Уникальность иконы заключается в использовании стеклянного бисера и особой кропотливости труда Наумофф. Размер иконы – 36 х 29 см. Бисероплетение – древняя традиция народности Кониаг, которая в основном используется в декоративных целях. Икона св. Германа – пример того, как православная иконография стала новым источником вдохновения для местных мастериц.
,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Риза, сшитая для протоиерея Николаса Молодыко-Харриса в 1980-х гг., украшена декоративными элементами из бисера тлингитской мастерицей Эммой Маркс. Бисероплетение сочетает традиционные тлингитские и христианские мотивы. Среди узоров из бисера, украшающих ризу, можно различить белых голубей (символ Святого Духа), всевозможные растительные дизайны, а также изображения ворона и кита – героев тлингитских мифов.

Коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы для прославления православной веры. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, поют в церковном хоре, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливым образом переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства.

автор статьи Прохорова Дарья.


З.Ы. Аметистам. Православие не продвигаю. Просто интересная статья о влиянии русской культуры в Америке.