Победа силы над правом (Рецензия на фильм Левиафан)

Библейская мифология сохранила множество политеистических следов, которые указывают на то, как развивались верования древних израильтян, как они переплетались с верованиями соседских культур и неизбежно претерпевали религиозный синкретизм. Легендарная битва между иудейским богом Яхве и морским чудовищем Левиафаном, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока, для которого монотеистическая тенденция не оставила места и только через века обратила общее внимание, пережила второе рождение и начала новую жизнь.

Фильм «Левиафан» — киноинтерпретация о мифическом Иове, который осмелился поставить под сомнение важнейшие атрибуты Яхве — справедливость и правосудие. В Книге Иова приводится вышеупомянутая легендарная битва, в которой Яхве усмиряет Левиафана. Таким образом, библейская аллюзия на Левиафана означает, что человек по сравнению с богом настолько ничтожен, бессилен и неразумен, что он не имеет права судить о действиях бога и тем более осуждать его (39:32). Это поистине «победа силы над правом» или, точнее, победа тирании над человеком — в фильме речь именно об этом.

Режиссер фильма, Андрей Звягинцев, и актёрский состав, Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и др., превзошли себя, сумев выйти за рамки поэзии, отобразив правильное понимание и отражение действительности. Фильму удалось вызвать широкий интерес, целый поток мнений за и против, удалось возбудить критическую мысль и установить критическое отношение к мифу о «русской идеи».
СИЯЬМ СОЗДАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЖИССЕР
АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ
ПРИЗ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ
ЕВИАФАН,фильмы рецензия левиафан,песочница