Миф об исходе (Рецензия на фильм Исход: Цари и боги)
Очередная кино интерпретация библейской мифологии, где в очередной раз экранизировали миф об исходе. Казалось бы, что ещё можно ожидать после провала за провалом т. н. кино интерпретаций на эту примитивную тему (например, Библия (2013), Ной (2014)). Но... на этот раз кресло режиссера занял выдающийся мастер-пенсионер своего дела и своего времени Ридли Скотт, ставка была сделана на актёрский состав, на рациональное интерпретирование библейских чудес (об этом ниже), и, в целом, фильм состоялся, даже несмотря, естественно, на невозможность представить желаемое за действительное.
Положительная сторона.
Мощный актерский состав, в том числе лауреаты премии Оскар (Кристиан Бэйл, Бен Кингсли) - великолепная игра актёров.
Интрига: Моисей против Моисея. В 1995 году Бен Кингсли сыграл (кстати, весьма удачно) Моисея в фильме Роджера Янга и спустя около 20 лет он снова столкнулся лицом к лицу с этой ролью, но уже в исполнении Кристиана Бэйла. Какой из этих 2-х образов Моисея лучше, Бена Кингсли или Кристиана Бэйла, ответить трудно, потому что эта роль была взята и до конца на высоте отыграна блистательными актерами. Кстати, это тот пример, когда отрицательный персонаж, кровавый тиран - виновник массового систематичного истребления евреев в пустыне на протяжении 40 с лишним лет, слава богу, только в мифологии, то бишь Моисей, в исполнении актёра на хорошем счету, чья карьера сейчас в зените, то бишь Кристиана Бэйла, становится положительным персонажем. Слава киноискусству, скажем на это "Мотор", братья!
В целом, фильм держится только на актёрском составе и актёрской игре, и это спасает фильм от полного провала, т.-е. уже фильму можно поставить 5 из 10. Но... едем дальше.
Отрицательная сторона.
Конечно же, это отличия от первоисточника (т.-е. библейского мифа об исходе). Этот миф известен нам только по библии, других сведений об исходе, даже египетских (!), у нас нет: нет упоминаний не то чтобы об исходе, не то чтобы о 4-хсотлетнем рабстве (кстати, сама библия настаивает на 2-хсотлетнем рабстве), нет даже упоминаний о хоть каком-либо массовом (!) бытие евреев в Древнем Египте; да что там, даже сама библия не знает, как зовут фараона. Тем не менее, в основу фильма был положен не библейский текст, а библейский пересказ на современный лад, например, по библии Моисей был косноязычным, вместе него говорил его брат Аарон (даже авторы библии понимали, что богу под силу все, кроме избавления своего любимца от косноязычия), по фильму Моисей "3,14...т, как Троцкий".
Существование бога сведено почти на нет, хотя в мифе об исходе этому мерзопакостнику отведена центральная роль; по фильму, "сущий" начал являться Моисею после того, как последний ударился головой, что как бы намекает. 9 из 10 казней египетских показаны, как "естественные" события, кроме последней (и не менее пикантной) казни, в которой бог массово истребляет египетских первенцев (такой бог должен сидеть на электрическом стуле!), а евреи массово кромсают однолетних барашков, то бишь агнцев без порока, а их трупами мажут свои дома (что это за рабство, при котором рабы имеют свои собственные дома?), чтобы всезнающий бог по ошибке не вошел не в тот дом и не прикончил, не дай бог, еврейское дитя. О времена! О нравы!
В фильме, также, отсутствует множество критичных моментов: покушение бога на Моисея из-за того, что у последнего не была обрезана пиписька, соревнование между Аароном и египетскими попами по превращению посоха в крокодила (!), массовой геноцид, издевательства и пр. (которыми в страшных подробностях изобилует библия) Моисея над бедным еврейским народом и т. д.; если взять, к примеру, за экранизацию биографию А. Гитлера и оставить за кадром все злодеяния совершенные последним против человечества то получится нечто похожее.
В заключение, выделим главное, после череды неудачных картин на библейскую мифологию, этот фильм, конечно, за счёт режиссера, сценаристов, актёров можно считать более-менее удачной экранизацией.