Можно подвести исторический итог Майдана

Майдан обещал улучшение нравов, избавление от коррупции, достаток, принадлежность к более благоустроенному, развитому и богатому миру «настоящей» Европы. Но, пожалуй, самое главное — он обещал людям выход из унизительного состояния бедности и бесправия. Он был «революцией достоинства» в том отношении, что пообещал людям в беднейшей стране Европы достойную жизнь. Он всколыхнул самые горячие надежды, породил эмоциональный опыт общности и отваги.


Теперь, полтора года спустя у нас есть возможность оценить последствия Майдана, которые вполне очевидны. Люди, пошедшие на «свет Майдана» и поверившие его обетованиям, оказались жестоко обмануты. Как это довольно обычно для революций, прежний режим, который казался революционерам невыносимым и преступным, терпеть который казалось нестерпимым унижением, теперь выглядит совсем не так плохо на фоне того, что принес Майдан. Обещания Майдана не только оказались не выполнены — хуже того, они выполнены с точностью до наоборот.

Люди получили обнищание вместо достатка, рост коррупции вместо ее сокращения, сужение гражданских прав вместо их расширения — их жизнь стала намного более бедной, нестабильной, опасной и бесправной, чем при Януковиче. Выяснилось, что никто не собирается (и не собирался) принимать Украину в ЕС. Что с финансовой помощью умирающей украинской экономике Европа и Америка не спешат, оскорбительно опасаясь, что такая помощь будет разворована. Что материальный достаток некоторых людей, действительно, вырос в разы — но очень немногих, да и до этого совсем не бедных. Это, в принципе, можно было предвидеть с самого начала — но люди не хотели.

Таково реальное положение дел, которое отмечают многие, от New York Times до католического епископа Станислава Широкорадюка, который говорит в своем письме к президенту Порошенко:«Коррупция процветает, она поражает даже войско; торгуют всем, даже человеческой жизнью и Родиной. Фактом является и то, что за последний год Украинцы обеднели в несколько раз, а некоторые, на этом фоне, обогатились, и тоже в несколько раз».


Простые люди по общему увлечению, по вере в ложные обетования, по очарованности «светом Майдана» ошиблись. Людям свойственно ошибаться — и, как гласит продолжение этой известной фразы, - глупцам — настаивать на своих ошибках. Конечно, как это обычно бывает при революциях, ответом на недоумение «за что боролись» являются поиски виноватого — и виноват, конечно, в данном случае Путин и «агрессия Москвы». Что же, люди в Донецке тоже считают себя жертвами агрессии — вы можете спросить у них, как некоторые западные корреспонденты и спрашивали — только не со стороны Москвы, а со стороны Киева. То обстоятельство, что гибнут под артиллерийскими ударами именно они, придает их словам больший вес. Но так или иначе, скандирование гневных речевок в адрес Путина может послужить для эмоционального отвлечения — но никак не отражается на реальном положении дел. Если вы нашли убедительного злодея, виновного в том, что вы провалили ваши обещания, это ничего не меняет в том, что обещания вы все таки провалили. Можно считать, что в неудачах социалистического строительства виноваты вредители и фашистские шпионы — и, наверняка, какие-то фашистские шпионы существовали и на самом деле. Но это ничего не меняет в факте самих неудач. И здесь можно, конечно, настаивать на своих ошибках, восхвалять Майдан, безоговорочно одобрять все, что делают постмайданные власти. Очевидно, это потребует повышения градуса риторики в адрес врагов, которые во всем виноваты, борьба с которыми есть дело святое и праведное и т. д.


Но чем все это кончится? Невозможно вечно поддерживать людей в состоянии патриотического воодушевления. Неизбежно они зададутся вопросами — и уже задаются — «А что мы получили по итогам смуты, за которую нас агитировали? А что именно нам дали наши великодушные западные друзья? И почему вообще мы сочли их друзьями?»