Как научиться передавать объем. Художник Сяо ака K-ART

Оригинальная статья:
Перевод с китайского: Артём Товбаз
Тема урока: Объем
В реализме большую роль играет передача трехмерного пространства. Художникам, которые хотят перейти от плоского стиля к реализму, сначала стоит освоить технику построения объема. Трехмерность передается через освещение. Объем хорошо прослеживается на ярко освещенном объекте, поэтому специально для нашего упражнения я подобрал соответствующие примеры.
Часто для упражнений мы выбираем гипсовую статую из-за белоснежного качества ее материала. Падающий свет создает отчетливую светотень, что очень удобно для практики. Таким образом, на что стоит обращать внимание при выборе примеров?
Из двух ниже представленных примеров в первом – слабое рассеянное освещение, так как источник света находится далеко, поэтому тени получаются мягкими. На объекте видны слабые собственные и падающие тени. Во втором примере – яркий ближний свет, создающий резкие тени. На объекте видны отчетливые собственные и падающие тени.
Каждый пример светотени выглядит интересно, но между ними есть разница в восприятии. Начинающим художникам сложнее понять форму и очертания краев в примере со слабым освещением – очень много нечетких границ, плохо видны детали, что создает дополнительные трудности в процессе рисования. Подобный пример требует хорошего понимания формы и структуры, иначе при неправильной работе получится некрасивая каша.
Начинающим художникам лучше всего работать с резким освещением, где хорошо читается контраст, форма объекта, отчетливо видны границы теней, светотень имеет уровневое разделение. В таком примере проще всего разбираться, и с ним гораздо успешней получится рисунок.
хтт
ÎS

'=к
ътш,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,длиннопост
слева: дальнее освещение, справа: ближнее освещение
Послесловие
В будущем все будут работать, а работа должна быть эффективной. Научившись работать с резкими тенями, возрастет эффективность Вашей работы, и Вы сможете быстрее добиваться результата.
Сначала мы наносим общую форму, светотень, затем – градиент, и работу можно считать законченной.
Профессия требует быстроты, ясности в работе, картинка должна привлекать внимание зрителя своим контрастом, содержать в себе мысль.
Данное упражнение требует тщательного освоения. Многие начинающие художники переживают, что работать приходится долго. Имея слабую базу, многие уделяют слишком большое внимания градиенту, много работают мягкой кистью, теряют форму в работе. Когда Вы освоите принцип построения светотени, возрастет и скорость Вашей работы.
Ниже я объясняю, как быстро создать объем на примере гипсовой статуи. В процессе мы будем обращать внимание на все те же аспекты.
ÍHD^SÍXl I ЯЗШ Ml I I 0 iffi-M
ЖГВТЭД
lot0
^Ißll
XI? ЯИ'
\чч
ШМт им го да
SSM
тятт
машз
Вгёгиж
£li ShwOÎl
ЕЕ ЯВЯТ Ж>5 MH®
lh^ I__ ir<^
\ftl-r\H:
□ ЙЭ»
m®
^—г 1ГЧ>*
S>cH:
ИШ
CE> Ш
Ш' яы
- -w H>J -\ff № H>j Mfc
ir^. |r^4
Mtæ
m
Э
1ГЧ^
8Bat
cm
кшШ
CH^f
M
' il
змэв
I
Изобразите линейную форму с помощью прямых штрихов вместо округлых линий. Используйте жирные линии для очертания, тонкие – для внутренней части.
Обратите внимание, набросок уже воспринимается трехмерно, так как я обозначил границы собственных и падающих теней.
Выделите рисунок по краям с помощью инструментов выделения и заполните одним тоном. Также можно закрасить область с помощью кисти.
яшнтштт.
юдотвввяя&яодаш
(Ж,	7Вве^,
¡этвё^еэдижшжвё, ШтШШ. ЕТ0\П§Я
ёч^ягал, жжш/siç,
Biê—Jt, шш—"шшя
7о
%
V
£tmm-T\. eie кгашвашм,
ИЮЙШЛШЯ. ш
ттттт&'гп
tt, шт^ттт^,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,длиннопост
Источник света находится напротив. Исходя из его расположения, я нанес собственные и падающие тени более темным оттенком. Выбирайте неяркий оттенок, иначе усложните работу с тенями.
На этом этапе мы наносим сплошные мазки – без градиента. После нанесения теней объем становится заметней.
Скройте линии. Обратите внимание на блочную структуру. Так выглядит способ рисования без линий.
жъш&шт. sj=-^вй^ВёйОФ, штшш тт. ушвзмзш. ш
ттш. шйш^йи:
ШШШШ=\1о KMMSffl. StöffifflgSDS
тштт ттттшт
— ÉRjRiíí
шнт
^^öiieggf], ё'жвшт,
ътштя., шшяв. ттш 'шт т, птт -и=?шш7. *e».,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,длиннопост
Перед нами ключевой этап. Усильте оттенок в местах, где должны быть падающие тени, после этого оставшаяся часть станет выглядеть как рефлекс. В работе начнет читаться структура теней.
На этом этапе нам нужно выделить падающую тень, которая является частью общей тени и имеет более глубокий оттенок. Другими словами, яркость падающей тени выше. Когда тень однородная, то объем хуже читается, как на предыдущем этапе, к примеру. Выделив падающую тень, мы “оживим” наш объект, придадим более реалистичный вид.
fflicHKEtm
ЭЮг^ш
mw ' ш
ет i se
от &тш
шдаша? i
I яШ ЯВ11* ЗФ Ш
' ШШ1 От ôàî^Scî
3§I5FKI33I35S»:*K
íxl
» s
CD <=

ш сю ч ^ сш б аш *
' ^WSStSIÜX т§Шьш i 0§зшаш KM' ^«lïàiMSli
т&ш' s^aessi h-в ш ni) m шт до §
în^ih111} Ш то l>f !d to re
5¡^S° ШШ' SälxlJ
\mztm
ISkÉs} sti
ffigQli
На этом этапе я добавил самые светлые и темные участки.
Учитывая, что собственная тень играет большую роль для передачи объема, необходимо также создать переходы между темной и освещенной поверхностью. Тогда будет смотреться более естественно, и контраст станет лучше.
На этом этапе мы почти закончили работу над объемом, улучшив структуру светотени. Сравнив с предыдущим этапом, можно заметить, насколько лучше стал эффект трехмерности. В целом, можно считать, что готово.
Выделите самые темные участки. Как правило, это места, куда не проникает свет: носовая полость, уголки глаз, участок шеи возле волос, и т.д.
ШвшИЩЯЙШШ-ЬЙЭЯ
я, шишзш. тттп шя, шшшш. т
Ш'ГШ, ЖЯЁШВИЯ №. И"?. ЙВВШЙЯШ) skJëSnvüÔÎÉâîi. Щ£Ш
il. iffiKTHUiöMiöOT
шшёшйшзйоз. m
ЙОТЕШИву, ШЕЕЛЧ® Яб!Ш001Й®УШт iS ТЯЕМ0ййШ*ЙЮВ55Я
тшт. ршйшш
К-£Ш*ШВЛ7. 1@Я шДОШЁПШЛ, Я-Л^ш/^А
тя, œ^iiœiem
iïn ДОШВЭ К Ш1Ш 01®
ттп. ш, тътт
1!ШШ, ^SffltDMSiSíSo
Обратите внимание, самый сильный контраст – между выступающей и верхней частью, самый слабый – между нижней и задней.
Согласно этому принципу, усильте контраст в последовательности: выступающий подбородок, нос, глаза, расположенные сзади волосы, шея. К примеру, заметно выступает подбородок. Покажите яркий контраст между темной и освещенной частями. Для этого достаточно усилить собственную тень. Затем контраст начинает уменьшаться в районе шеи и волос.
На этом этапе мы занимаемся проработкой, но не деталей, а объема. В этом уроке важнее понять не то, как показывать детали, а как передавать трехмерность объекта, и научиться выделять отдельные плоскости, поэтому меньше работайте мягкой кистью, и больше разделяйте объект на плоскости.
Подведем итог.
Каждый раз, когда Вы будете приступать к нанесению светотени, необходимо наработать привычку сначала обозначать общую тень и падающие тени. Если Вы уже думаете и работаете в таком направлении, считайте, освоили базу.
Важно отметить, что в этом руководстве мы учимся разбивать объект на плоскости, поэтому не стоит в процессе углубляться в детали. Обязательно, когда необходимо, изучайте примеры, смотрите на общую картину, основную структуру, мыслите блоками. Надеюсь, Вы со мной согласны.
Большую роль играет практика. Поставьте цель выполнить упражнение 30 раз. Добейтесь того, что Вы сможете делать одну работу в день, уложившись в 1-2 часа.

С опытом Вы непременно добьетесь успеха!

Напоследок я приготовил для Вас пару примеров с интересной светотенью. Можете их сравнить и срисовать. Давайте вместе расти профессионально. Желаю Вам творческих успехов!

,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,,длиннопост
_________________________________________________________________________
А теперь для самых внимательных!
Очень скоро мы запустим конкурс. Несмотря на то что он будет базироваться на тэге Арт-клуба конкурсАрт (подпишись что бы ничего не пропустить) к участию допускаются все желающие. Конкурс продлиться месяц и будет иметь в качестве приза небольшое (ну хоть так), но тем не менее, денежно выраженное вознаграждение. Следите за постами))