Изгибы пропаганды в США

 Про пропаганду кино в США, как известно, существует два мнения - то ли её там нет совсем, то ли её слишком много. Предлагаю сегодня с небольшой оглядкой на исторические события изучить вопрос и попытаться понять истоки современной киноиндустрии.

 Голливуд, как центр новой индустрии - кино, был создан в период с 1910-1920 года. Изначально это была группа частных фирм по созданию кино, обычно крайне простого и развлекательного, рассчитанного на достаточно непритязательного зрителя. Качество фильмов постепенно росло, в отличие от доходов среднего зрителя, зачастую обычного рабочего - и первыми нишу кино для уже более обеспеченного и достаточно многочисленного среднего класса ухватила молодая компания Paramount. Благодаря их политике, хоть местами и спорной, популярность кино в массах резко шагнуло вверх, также как и само качество фильмов.


      Далеко не каждый художник может похвастаться, что его картину видело подавляющее большинство людей на Земле.

 В те годы в США царила эпоха "Ревущих 20х" - радостная мирная жизнь, сопровождаемая взрывным ростом потребления. Большая часть кино отражала эту действительность и отчасти её же создавала. Немое кино уступило место звуковому, которое ввело популярные жанры любовной мелодрамы и комедии положений - простых понятных картин массовому зрителю. Также пользовались огромной популярностью в народе гангстерские фильмы.

 Разразившаяся в 1932 году Великая Депрессия подложила свинью всем, и для кинокомпаний настали чёрные времена. Так было, пока не вмешался "Новый курс" президента Рузвельта, который по сути значительно усиливал влияние государства на частные компании - но позволял тем выжить. С этого момента началась история работы государственной пропаганды в кино США, и то из простого товара стало постепенно влиять на настроения в обществе. На сцену вновь возвращаются потерявшие популярность лёгкие мюзиклы. Образ честного гангстера заменяется на государственного служащего. Происходит расцвет цветной мультипликации, Дисней выпускает первые полноценные полнометражные мультфильмы. Кино уже мало отображает реальность, а становится отдушиной для усталого человека. Это также имело и минусы - актуальные события в Европе по сути отразил один лишь принципиальный Чарли Чаплин в своём "Великом диктаторе" (1940), имевший собственную независимую студию, тогда как правительство, не желая конфликта с Германией, останавливало на разных этапах производство подобных фильмов.

 Однако, всё опять изменилось в конце 1941 года, после начала войны с Японией. Япония была членом стран Оси и союзницей Германии, которая к этому моменту уже начала войну с СССР. Горечь от унижения Перл-Харбора и первые успехи СССР в борьбе против нацистов привели президента Рузвельта к доктрине дружественного сближения с СССР. Голливуд получает правительственный заказ как на военные, так и на художественные фильмы, где рисуется положительный образ советского человека. С конца 1942 по 1945 на широкие экраны выходит множество фильмов про дружбу народов двух стран, снятых в качественном русле старого Голливуда ведущими киностудиями с известными актёрами.
                

                                             Джон Мэредит и Надя Степанова, персонажи "Песни о России" (1944).

 Помимо правительства был и другой источник "пропаганды". Различные деятели искусства и политики, а также образованная интеллигенция левых взглядов, начинают открыто выражать своё одобрение СССР. Пропаганда кино, а также давление лидеров мнений значительно изменило отношение народных масс к Союзу, которое ранее было скорее негативным. В общем сознании укрепляется мнение, что после окончания войны произойдет взаимное мирное сосуществование двух систем и скорей всего - перенимание лучших черт друг у друга. В конце концов, реформы Рузвельта помогли избавиться простому американцу от Великой Депрессии, а они в сути воспринимались как социалистические.
 Уступки Рузвельта были отнюдь не односторонними. СССР также шел навстречу. Самым крупным таким действием было само собой роспуск Коминтерна в 1943 году.

                                   Чарли Чаплин во время кампании призыва правительству за открытие Второго Фронта (1942)

 Но тут как обычно судьба всех переиграла. Крайне некстати в 1945 году сразу после Ялтинской конференции умирает президент Рузвельт. К власти в США приходит неуравновешенный президент Трумэн, который вдобавок опирался на провоенные "ястребиные" круги. На мирном сосуществовании не заработать столько денег, сколько на военных заказах, поэтому налаженные отношения с СССР рушатся за несколько месяцев. Определённую руку к этому конфликту приложил и Черчилль, прекрасно понимающий, что в мире дружбы СССР и США места для бывшей великой Британии уже не будет.
 На дальнейшее развитие витка пропаганды, по моему мнению, сыграло значительную роль появление атомного оружия в США. Несмотря на в корне неправильные оценки появления этого оружия в СССР, в Америке прекрасно отдавали себе отчёт, что ядерный паритет рано или поздно будет достигнут. То есть, конфликт с СССР, прямой или за зоны влияния, был возможен и даже предпочтителен именно в ближайшее время. Поэтому разворачивать излучатели пропаганды, действующие постепенно, на людей, в целом положительно оценивающих СССР, посчитали недостаточным.



 С 1946 года разворачивается в полную силу Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, ранее почти прикрытая Рузвельтом в годы Депрессии. Целью комиссии было удаление из общественной сферы большинства лидеров мнений. Даже по малейшему подозрению в неблагонадежности все контракты разрывались, что для профессии, связанной с Голливудом, фактически означало профессиональную "смерть". Вчерашние исполнители госзаказа сегодня сидели на публичных слушаниях в Конгрессе, где их обвиняли в работе на иностранные правительства. В частности, небезызвестная писательница Айн Ренд принимала участие в них как эксперт обвинения.

....когда вся эта сладость и свет происходили в первой части картины, со всеми этими счастливыми, свободными людьми, среди них не было агента ГПУ, не было очередей за едой, не было преследований - полная свобода и счастье, все улыбаются. Между прочим, я никогда в жизни не видела столько улыбок. Это одна из стандартных пропагандистских уловок коммунистов - показать улыбающихся людей. Это все, что они могут показать. У вас есть всё это плюс тот факт, что американский дирижер принял приглашение приехать туда и провести концерт, и это произошло в 1941 году, когда Сталин был союзником Гитлера. То, что американец примет приглашение в эту страну, шокировало меня: все, что было показано, было правильным и хорошим, и все эти счастливые люди ходили вокруг и танцевали, когда Сталин был союзником Гитлера!Айн Ренд на слушаниях про фильм "Песня о России". Конспект выступления здесь (англ). Со знанием английского читать осторожно, потому как ярости свободолюбивой Ренд можно только позавидовать. Никакие доводы защиты практически не принимались. Далтон Трамбо, будущий автор "Римских каникул" и "Спартака", вместе с десятками других сценаристов получили реальный срок за отказ отвечать на вопрос о своём членстве в компартии. Среди них был и основатель жанра "нуар" писатель и сценарист Дэшилл Хэммет, который вскоре умер в нищете без возможности заниматься своим делом. Чарли Чаплин был фактически выдворен из страны в 1952. Огромное количество работников киноиндустрии лишилось права на профессию. Деятельность Комиссии широко одобрялась гильдией киноактеров (глава на тот момент - будущий президент США Рейган) и Уолтом Диснеем, которые имели колоссальный вес в индустрии и могли убрать любого неугодного работника.

                                 
                                          Трамбо на суде в исполнении Брайана Крэнстона в одноименном фильме (2015)

 К действиям Комиссии в 1950 году подключился малоизвестный сенатор Маккарти, который выступил с заявлением, что ему известны имена фактически агентов Кремля в правительстве США. Данное заявление внезапно произвело эффект взорвавшейся бомбы не в местом отделении психиатрии, а на самых высших уровнях власти. Расследование анти-американской деятельности распространилось из медийной сферы практически на все сферы общества при полной поддержке ФБР, и в частности, крепко перетасовало властные структуры - именно под этой политикой ко власти пришел генерал Эйзенхауэр, который несмотря на дружественные отношения с советскими военными в годы ВМВ, быстро "постриг свою совесть в дань сезонной моде".
"Перегибы" всей этой деятельности маккартизма долго отрицать не удавалось, и Комиссия в 1954 году была свернута. Но свою роль для народа она выполнила - любое высказывание малейшей симпатии к социализму (или расцененное как таковое) могло привести к серьёзным проблемам. Параллельно ФБР с помощью Акта Смита и секретных операций по факту ликвидировала компартию США. А Голливуд, между тем, начал постепенно осваивать новую волну - старую добрую нами любимую антисоветскую клюкву.



                                                                "Вторжение в США", постер (1952)
____________________________
Автор:  Zmiillo