SUP реактор!
Во дворе стоит статУя…
Когда что-то вот-вот исчезнет, его начинают оберегать. У всех вдруг открываются глаза, и гипсовая девушка с веслом в захудалом дворе кажется почти такой же прекрасной, как мраморная наяда в Летнем саду… Тогда скульптуру из недолговечного гипса берут на реставрацию, а потом водружают на место с полным почтением. Так произошло и со скульптурной группой «Встречающие» — женщина и мальчик снова красуются во дворе на ул. Макара Мазая.
Гипсовый соцреализм, возникший в 30-е годы, украсил наши парки, стадионы, пионерские лагеря и дворы белыми гипсовыми шахтерами, спортсменами, металлургами, библиотекарями-книгоношами, играющими детьми, дельфинами…Очень часто рядом с песочницей за круглым столиком сидел кудрявый Володя Ульянов, а на въезде в какое-нибудь учреждение строго смотрел гипсовым взглядом бюст генералиссимуса Сталина.
Если кто-то скажет, что от этого наши дворы становились хуже, я не соглашусь. Хоть скульптуры и были типовыми, часто повторялись, но они прославляли человека труда и оказывали этим правильное воспитательное воздействие. Кроме того, двор со скульптурой становился уютным и живым.
В Туле остались последние. И потому в цене. В прошлом, кажется, году с территории одной из школ Привокзального района даже украли гипсового коня, правда, похитителей тут же задержал наряд Росгвардии.
Несколько шедевров гипсового соцреализма сохранилось в Пролетарском районе. Например, эта скульптурная группа — «Встречающие». Мама со старшим сыном, по идее, машет рукой папе с младшим сынишкой. Но вторая скульптурная группа в Туле не сохранилась. Однако, точно такую же скульптуру можно городе Липки – вот в чем прелесть типовых статуй.
«Встречающих» реставрировали целый год, главное было снять многочисленные слои краски и побелки. Ведь уличные скульптуры «освежались» к праздникам и меняли цвет, становясь то белыми, то серебристыми, то снова белыми. В Туле это любят. Даже благородно медный Петр Первый возле оружейного завода был однажды раскрашен чёрной масляной краской «под негра»…