Сегодня, благодаря журналисту Анастасии Строковой и фотографу Андрею Вологодскому, побывавшим в Нижегородской области в селе Полховский Майдан, можно узнать как вручную делают матрёшек — главный русский сувенир.
В последние несколько сотен лет в селе мало что изменилось, и промысел, которым зарабатывают местные жители, тоже не изменился. На протяжении вот уже 400 лет местные мастера делают самый узнаваемый русский сувенир, передавая опыт, традиции производства и секреты полховско-майданской росписи из поколения в поколение. Токарный промысел был перенят сельчанами у монахов Саровского монастыря. В начале прошлого века поделки стали выжигать, а чуть позже — и красить. С тех пор родился "фирменный" полховско-майданский орнамент.
В последние несколько сотен лет в селе мало что изменилось, и промысел, которым зарабатывают местные жители, тоже не изменился. На протяжении вот уже 400 лет местные мастера делают самый узнаваемый русский сувенир, передавая опыт, традиции производства и секреты полховско-майданской росписи из поколения в поколение. Токарный промысел был перенят сельчанами у монахов Саровского монастыря. В начале прошлого века поделки стали выжигать, а чуть позже — и красить. С тех пор родился "фирменный" полховско-майданский орнамент.
Раньше здесь действовало целое производство под названием "Красная заря": матрёшек точили и красили всем селом. После распада СССР завод прекратил своё существование, и сельчане стали делать матрёшек дома.
Люди заготавливают лес, который потом идёт на утварь и игрушки. Кто не ездит в лес, покупает древесину. Прежде чем отправиться на рубку леса, у лесника покупается разрешение, после чего он показывает место, где можно рубить. Находятся и такие, кто рубит без разрешения: если их ловят, то они должны выплатить штраф в размере 100.000 рублей.
Токарные мастерские для мужчин села – практически второй дом: здесь они проводят по 10-12 часов в день, иначе кустарным промыслом не заработаешь.
На беглый взгляд кажется, что это абсолютно идентичные матрёшки, однако на самом деле двух совершенно одинаковых не бывает — ручная работа.
Для производства матрёшек лучше всего подходит древесина липы: она очень мягкая, поэтому с ней легко работать. Лучший период для заготовки материала – ранняя весна. Дерево подсыхает, принимая форму, затем его распиливают.
Нижняя часть матрёшки вытачивается из дерева, которое подсыхало несколько лет. Верхняя часть – из сырой древесины, чтобы потом, когда она высохнет, матрёшка плотно закрывалась. Сначала вытачивают цельную однерку (однерка — самая маленькая матрёшка, её размер — 15 мм), после чего приступают к созданию второй, состоящей из двух частей.
Всю древесину изнутри удаляют так, чтобы матрёшка меньшего размера плотно вставлялась внутрь. Затем к производству подключаются женщины, которые расписывают матрёшек масляными красками, а затем покрывают их лаком.
Когда-то полховско-майданских матрёшек можно было купить лишь в соседних сёлах, но с появлением электрических токарных станков их увидели в других городах России, а также в других странах. Выставленные на продажу на ярмарочных площадях Нижнего Новгорода и Москвы, матрёшки разъезжаются по всему миру. К месту продажи их транспортируют в обычных тюках, китайских сумках, мешках.
Прежде чем кто-то выберет себе круглобокую красавицу из сотен других, им приходится томиться на полках и в снег и в дождь. Торговля матрёшками – чистый бизнес, здесь нет места творчеству. Сувенирные магазины Москвы и Санкт-Петербурга продают пятиместных матрёшек по 250-7000 рублей.
Помимо матрёшек с традиционной росписью делают кукол с портретами известных сказочных персонажей, знаменитых личностей, а также вытачивают свистульки, пасхальные яйца, петушков, ёлочки, булавы. Мода на деревянные изделия изменчива — спрос рождает предложение.