Сотворение Мира. Книга 2. Растения и Животные (часть вторая)

Цитаты из Библии часто встречаются в подписях к рисункам «Сотворения мира», иногда отдельные ветхозаветные выражения вкладываются в уста действующих лиц. Контраст между патетикой библейских изречений и прозаизмами современной речи, так же как контраст между библейскими ситуациями и бытовизмом в жанровых сценках, — вот основа юмора всего произведения в целом. Повествуя о создании Богом-творцом земли, воды, звезд, небес, растений, животных и людей, художник сталкивает застывшую метафизичность религиозных взглядов с данными науки. Закон Архимеда, закон сообщающихся сосудов, различные химические реакции изображаются через конкретные предметы и ситуации, причем комизм часто усиливается употреблением в подписях научной и профессиональной терминологии. Прекрасным поводом для шутки служит религиозная мистика. Со словами: «Да будет свет!» Бог достает из кармана зажигалку, которая, как это часто бывает, срабатывает не сразу; переводя дух, он создает ветер; травяной, ковер для газона ткет на ткацком станке. В примитивных строительных приемах творца и ангелочков видны аналогии с ультрасовременными достижениями технического прогресса. Многие эпизоды жизни Адама и Евы в раю рассматриваются как бы сквозь призму жилищного кризиса в современной Франции. Повествуя об обучении Адама житейским навыкам, Эффель высмеивает буржуазные предрассудки во взглядах на то, как следует воспитывать детей в семье. В серии блещущих остроумием рисунков изображается в деталях устроенная Чертом рекламная кампания, имеющая целью соблазнить Еву съесть яблоко. Расклеиваются плакаты, устраиваются бесплатные дегустации, рекламные процессии и радиопередачи. Бог помешать не в силах, напрасно он расставляет вокруг яблони запрещающие знаки.