Сам замок Вевельсбург был построен в стиле эпохи Возрождения в 1603—1609 гг. князем-епископом Падерборна Дитрихом фон Фюрстенбергом (правившим с 1585 по 1618). В Тридцатилетней войне замок сильно пострадал, а в 1815 году после удара молнии выгорела северная башня.
3 ноября 1933 Гиммлер посетил замок и решил сделать его кузницей кадров СС.В августе 1934 замок был передан СС и начал свой путь, как музей и училище по идеологической подготовке офицеров СС, а в феврале 1935 перешёл под непосредственный контроль Личной комиссии рейхсфюрера СС.Перестройкой замка руководил архитектор Герман Бартельс (Hermann Bartels). При реконструкции замка использовался труд заключённых из концлагеря Нидерхаген. По утверждению Гиммлера, после «конечной победы» в замке будет находиться «центр мира» (Mittelpunkt der Welt).
Толчком к мифологизации замка Вевельсбург, которая приняла в начале 1990-х годов крайне острую форму, послужили слова, которыми начальник VI управления РСХА Вальтер Шелленберг в своих посмертно опубликованных мемуарах охарактеризовал значение замка Вевельсбург для религиозной стороны идеологии СС:«У Гиммлера было лучшее и крупнейшее собрание книг об ордене иезуитов. Годами он изучал по ночам эту обширную литературу. Поэтому организацию СС он построил по принципам ордена иезуитов. При этом он опирался на устав ордена и «Упражнения» Игнатия Лойолы. Структура руководства походила на иерархическую систему католической церкви. Близ Падерборна в Вестфалии он приказал отстроить средневековый замок, получивший название Вевельсбург — он был своего рода эсэсовским монастырём, в котором раз в год генерал ордена проводил заседание тайной консистории. Здесь должны были все, кто принадлежал к высшему руководству ордена, упражнять свой дух в искусстве сосредоточения.»
Некоторые исследователи видят в планах расширения замка образ «копья судьбы» или копья Лонгина, которым римский сотник пронзил бок Христа, распятого на кресте, и которое стало важной составной частью мифологии Грааля. Источник этого тезиса можно отыскать у Тревора Рейвенскрофта (Trevor Ravenscroft) в его книге «Копье Судьбы».Рейвнскрофт отождествляет здесь Копье Судьбы и Святое Копье, входящее в состав атрибутов императорской власти, и утверждает, Гиммлер сделал его «сквозной темой расположения и символического украшения помещений». Глядя на проект расширения замка и в самом деле нельзя не увидеть очертания копья. Также является распространённым утверждение о том, что Гитлер испытывал особенную страсть к Святому копью из атрибутов императорской власти и желал получить его магическую силу. Пишут, что Гиммлер изготовил копию для замка Вевельсбург и взял копье за образец для расширения замка. Копье или его копия должна была иметься в замке Вевельсбург, по одной из версий Гиммлер в конце войны убегает в Англию и берет копье с собой.Действительно, атрибуты императорской власти были перевезены в 1938 из Вены в Нюрнберг по инициативе нюрнбергского обер-бургомистра Вилли Либеля (Willy Liebel).
Современные авторы часто рассматривают мозаику с 12-конечной свастикой в т. н. «Зале обергруппенфюреров» как особый «оккультный» символ — черное солнце. Сам термин «Черное солнце» встречается в сочинениях Серрано и Ландинга.Внутри Северной башни были созданы две комнаты (1938–1943):Obergruppenführersaal (SS генеральской Hall) и Gruft (хранилище). Их потолки были отлиты из бетона и облицованы натуральным камнем. На верхних этажах был запланирован еще один зал. Ось этой башни должна была стать настоящим "Центром мира". На этой оси расположены орнамент свастики в зените и символ «Черного Солнца», встроенный в пол «Obergruppenführersaal». Ось темно-зеленого солнечного колеса (Sonnenrad) состояла из круглой пластины из чистого золота, которая должна была символизировать центр замка и, следовательно, всю «германскую мировую империю».Там, где изначально находилась основная цистерна, в скале был высечен свод модели микенских куполообразных гробниц. Там же планировался вечный огонь.
По периметру было расставлено двенадцать пьедесталов, над каждой из которых находится ниша в стене.Гиммлер, как сообщается, представлял замок, как средоточие возрождения рыцарей Круглого стола и назначил двенадцать офицеров СС своими последователями, которые собирались в разных комнатах по всему замку и совершали обряды. В СС было двенадцать главных отделов (SS-Hauptämter) с двенадцатью руководителями. Число двенадцать играет важную роль в дизайне Северной башни: двенадцать пьедесталов в своде, двенадцать колонн и ниш в «Obergruppenführersaal» и двенадцать спиц солнечного колеса. В исследовании древних смысловых персонажей во время Третьего рейха солнце в целом интерпретировалось как «самое сильное и наиболее видимое выражение Бога». Что касается числа 12 в их исследованиях германской мифологии, была проведена связь с «двенадцатью асами, которые имеют (согласно Эдде) двенадцать жилищ и двенадцать жеребцов», а также с «двенадцатью реками, вытекающими из потока Хвергельмир в Нифльхейме».
В любом случае, планам Гиммлера не дано было претвориться в жизнь. Германия проиграла войну, в 1945 замок был разрушен (взорван), хоть на удивление большая часть помещений уцелела. Ныне же многое отреставрировано, и замок открыт для экскурсий.