"Всадница" апофеоз красоты и жизнерадостной юности. К.П.Бирюллов

Карл Па́влович Брюлло́в (при рождении и до 1822 года — Брюлло́) русский живописец и рисовальщик, наиболее известный представитель художественной династии Брюлловых, один из главных художников позднего русского классицизма получивший широкое признание как в России, так и за границей.
,длинопост,Искусство
Родился Карл в семье потомственных художников. Его отец Па́уль Гео́рг Брюлло́ переехал в Россию из Франции из-за религиозных гонений и принял имя Павел Иванович, став академиком в Императорской Академии Художеств. Именно отец стал первым учителем Карла. С 1809-го по 1821-й Карл учился в Императорской Академии художеств у известных в то время художников Андрея Иванова, Алексея Егорова и Василия Шебуева.
Карл превосходно завершил обучение Получив большую золотую медаль (за картину«Явление Аврааму трёх Ангелов у дуба Мамврийского») и аттестат 1-й степени. После этого Карл получил пенсию (по-современному грант) на продолжение обучения в Италии. Туда он отправится не один с ним поедет старший брат Александр. Впервые годы жизни в Италии Карл работает над несколькими жанровыми сценами(картины изображающие бытовую жизнь), так же он копировал «Афинскую школу» Рафаэля по заказу посольства России в Риме. После того как Карл побывал на раскопках Помпей он сделал несколько набросков своей самой известной картины написанной в Италии «Последний день Помпеи». Но перед этим он познакомился с графиней Юлией Самойловой.
,длинопост,Искусство
По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов,Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти. Мать Юлии, Мария Скавронская, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских, родственников Екатерины I, и была последней носительницей этой фамилии. Она была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта, с которым её связывали нежные отношения, и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). Всесвоё колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (ум. 1839) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины, и двумя побочными детьми. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.
Генеалогическое древо Самойловой.
Юлия Павловна покровительствовала людям искусств и активно участвовала в культурной жизни страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам (нанятым зрителям) провал оперы В. Беллини «Норма» и успех оперы Дж. Пачини «Корсар».
Предположительно Карл Брюллов познакомился с ней в салоне Зинаиды Волконской. Впоследствии Самойлову и Брюллова связывала многолетняя близкая дружба. Хотя по словам Николая Михайловича Романова, «известный К. Брюллов питал к ней чувства более сильные, чем дружба» и «Он писал без конца портреты графини и повторял её тип на своих картинах». Именно по заказу Самойловой была создана картина «Всадница»: Брюллов написал её в 1832 году в Милане — в тот период, когда он всё ещё работал над «Последним днём Помпеи». По всей видимости, художник создавал «Всадницу» на вилле, принадлежавшей Юлии Самойловой, принадлежащей ныне потомкам графа Ю. П. Литта.
,длинопост,Искусство
В том же 1832 году «Всадница» была выставлена в миланской Академии изящных искусств Брера. Полотно вызвало большой интерес, на него было много откликов, которые собрал и перевёл художник Михаил Железнов — ученик Брюллова и его первый биограф. В своих отзывах итальянцы сравнивали автора «Всадницы» с Питером Паулем Рубенсоми Антонисом ван Дейком. Поэт Феличе Романи писал: «То, чем мы, безусловно, восхищаемся в этом действительно новом для нас по жанру и сюжету произведении, это свобода, смелость и лёгкость в его исполнении».
В сентябрьском выпуске журнала «Nuovo Ricoglitore» за 1832 год Братья Дефенденте и Джузеппе Сакки писали следующее «Конь <…> прекрасно нарисованный и поставленный,<…> движется, горячится, фыркает, ржёт. Девушка, которая сидит на нём, —это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нём многообещающего живописца и, что ещё важнее, живописца, отмеченного гением»
После выставки полотно находилось в собрании Юлии Самойловой. По всей видимости, оно украшало интерьер её миланской виллы — о том, что его видели у Самойловой в гостиной, сообщали некоторые современники, в частности, побывавший там в 1838 году поэт Василий Жуковский. В течение нескольких десятилетий о картине ничего не было известно. Следующее упоминание о полотне относится к первой половине 1870-хгодов, когда в Париже незадолго до смерти разорившейся Самойловой была организована распродажа её имущества. По одним данным, распродажа состоялась в1872 году, по другим — в 1874 году. В письме от 6 (18) июля 1874 года, отправленном из Парижа, художник Илья Репин писал Павлу Третьякову: «Боголюбов просил сообщить Вам, что у какой-то графини Самойловой здесь продаётся несколько вещей К. П. Брюллова, если это Вам понадобится». В каталоге Третьяковской галереи указано, что Самойлова была владелицей картины до 1873 года.
,длинопост,Искусство
Вилла Самойловой сейчас.
На аукционе «Всадница» была приобретена комиссионером Ж.-Ф. Дюлу (Дюлю), который, помимо полотна Брюллова, также купил одну работу Владимира Боровиковского. По всей видимости, это был Жюль-Филипп (Юлий Филиппович) Дюлу, числившийся комиссионером Императорской Академии художеств в Париже. Ходили слухи, что Дюлуприобрёл картины по просьбе Павла Третьякова; в некоторых источниках приводится текст письма, полученного Третьяковым от неизвестного лица: «На днях я приехал из Парижа. Уезжая, был на аукционе графини Самойловой, где Дюлю купил будто быдля Вас две картины: Брюллова за 4050 франков и Боровиковского за 3400 франков. Уведомляю Вас, как хорошего человека, ибо знаю Дюлю как слишком коммерческого человека».
Тем не менее «Всадница» не сразу попала к Третьякову — по некоторым сведениям, в 1880-хгодах картина несколько лет простояла незамеченной в здании Академии художествв Санкт-Петербурге, и только в 1893 году она была приобретена Третьяковым через Петербургское общество для заклада движимых имуществ. 27 февраля 1893 года Художественный отдел общества выдал Третьякову квитанцию, подтверждавшую тот факт, что картина «Всадница» была продана ему за 2000 рублей и что деньги были получены сполна. В том же 1893 году была издана «Опись художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых». Увидев в этой описи название «Всадница», художественный критик Владимир Стасов попросил Павла Михайловича напомнить ему, что это за картина. Третьяков ответил: «„Всадницу “Вы отлично знаете. Она несколько лет стояла в Академии, продавалась вместе с другою картиною господином Дюлю из Парижа и была приобретена, кажется, Гинцбургом. Превосходная лошадь и вообще вещь интересная!»
«Всадница» и другие картины в экспозиции Третьяковской галереи (фотография Карла Фишера, 1898)
С тех пор «Всадница» оставалась частью третьяковского собрания. Впоследствии полотноэкспонировалось на ряде выставок, в том числе на персональной выставкеБрюллова, состоявшейся в 1950 году в Третьяковской галерее, и на выставкеАкадемии художеств СССР, проходившей в 1983—1984 годах в Москве. Оно также былоодним из экспонатов юбилейной выставки к 200-летию со дня рождения Брюллова,проходившей с декабря 1999 года по май 2000 года в Михайловском дворце,входящем в состав Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а затем,с июня 2000 года по январь 2001 года, — в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Внастоящее время картина «Всадница» выставляется в зале № 9 основного зданияТретьяковской галереи в Лаврушинском переулке.