Развитие межполовых отношений у людей
Начну издалека – с палеолита, и с пары популярных заблуждений.1. Во главе первобытного общества стоял альфа-самец, самый сильный и агрессивный, и все самки были его, а менее агрессивные самцы за самок конкурировали? Такое, действительно, характерно для наших родственников – павианов, горилл и шимпанзе. Однако у других наших родственников – карликовых шимпанзе бонобо – стаи возглавляют альфа-самки, а конкуренция самцов за самок отсутствует, потому что промискуитет. Есть такая зависимость – у самцов павианов, горилл и шимпанзе большие клыки, и чем они больше, тем самец агрессивней, и тем больше у него шансов стать альфа-самцом. У бонобо, с их отсутствием конкуренции, клыки заметно меньше, чем у обычных шимпанзе. И у наших предков с каждым миллионом лет клыки всё больше уменьшались. Нелюбовь наших предков к агрессивным самцам подтверждается также примером современных охотников и собирателей – их племена управляются коллективно, а вожди, как правило, самые умные и дипломатичные члены племени, а не самые злобные.
2. В первобытных обществах мужчины были добытчиками, не дававшими племени умереть от голода, а женщины были бесправными инкубаторами, и брали их без спроса? Наблюдения за бушменами племени кунг показали, что собирательством их женщины обеспечивают 60% белков и углеводов в рационе племени. А ведь это бушмены, живущие в полупустыне! В более плодородных краях женщины, несомненно, приносили ещё больше еды. Охота – почётное мужское занятие? Перуанские индейцы ходят на охоту семейными парами, активно охотятся женщины племени агта на Филиппинах, женщины народа менде в Западной Африке тоже иногда охотятся, хотя их общество этого и не одобряет.
Нелогично относиться к кормилице как к инкубатору? Действительно, ни в одном современном племени ОиС женщины не находятся в абсолютно бесправном положения (до матриархата, впрочем, тоже не доходит). Во всех обществах ОиС есть ритуалы ухаживания за будущей женой, даже если она украдена из соседнего племени. Даже у шимпанзе самцы задабривают самок вкусными фруктами. И наши далёкие предки, разумеется, не брали своих женщин силой.
Вы знали, что есть предположение, что люди физиологически приспособлены к гэнгбэнгу?
1 – форма головки члена – удобна для «выкачивания» спермы предыдущего участника.
2 – длина члена – нужна, чтобы захватить больше спермы.
3 – женские стоны наслаждения – нужны для привлечения участников, что наблюдается и у некоторых других приматов.
Это, а также то, что одна из самых популярных фантазий обоих полов – групповой секс, популярность свинга и знакомств только для секса, лишний раз показывает, что очень долгое время наши предки, как и бонобо, были промискуитетны.
Конечно, моногамные, да и полигамные браки возникли не сами по себе. Источник этого явления – любовь. Разумеется, не в современном понимании, а в физиологическом – выброс гормонов дофамина и окситоцина от нахождения в обществе объекта обожания. Первоначальной функцией этого процесса являлось именно формирование временных брачных связей, вероятно, для более эффективной заботы о потомстве, ведь двое людей явно лучше приглядят за ребёнком, чем если вся община будет пытаться смотреть за всеми детьми сразу.
Как бы оно в палеолите ни было, палеолит закончился. В мезолите, начавшемся 13 тысяч лет до нашей эры, люди заселили всю планету, а плодиться продолжали с прежней скоростью. Плотность населения росла, и уже нельзя было, как в палеолите, откочевать от неприятных соседей километров на 30-50. Люди были вынуждены постоянно контактировать с соседями, и далеко не всегда дружелюбно. Хороший воин стал цениться выше хорошего охотника, а так как женщины, как правило, слабее мужчин и воины из них хуже, то они становятся менее важными членами общества. Выдающихся членов общества всегда выделяли и стремились наградить, а как наградить хорошего воина в обществе без имущественного расслоения? Дать ему вторую жену, конечно. Племена австралийских аборигенов и индейцев, по свидетельствам, иногда устраивали войны только для того, чтобы захватить женщин.
А потом начался неолит. От присваивающего хозяйства люди начали переходить к производящему – земледелию и скотоводству. Охотой обычно занимались мужчины, собирательством женщины, и с переходом к сельскому хозяйству мужчины продолжали возиться с животными, а женщины – с растениями. Уважаемый воин, обладая стадом овец и двумя работящими жёнами, мог получить больше еды, чем нужно его семье. Много на что можно обменять излишки, в том числе и на дополнительную жену, которая будет приносить ещё больше еды. И возникает моральная дилемма: с одной стороны, мужчина намного важнее, он защищает племя и семью, а женщина – сельскохозяйственный инструмент, с другой стороны, женщина намного важнее, потому что земледелие приносит намного больше еды, а вражды с соседями может и не быть. Общества примитивных земледельцев нередко второе считали более важным, и потому были близки к матриархату: матрилинейность (ребёнок считается членом рода матери; сын Игоря и Ирины таким образом будет не Игоревичем, а Иринычем), матрилокальность (супруги живут в доме матери жены), материнское право (дети после распада брака остаются в семье матери), наследование собственности по женской линии. Мужчины при этом обеспечивают защиту, решают племенные вопросы и воспитывают детей.
Кроме того, в стабильном климате, на плодородной почве, женщина может и в одиночку вести хозяйство и выращивать достаточно еды, чтобы обеспечивать себя, своих детей и делиться с регулярно захаживающими мужчинами (гостевой брак).
У кочевых скотоводов такой дилеммы не возникало: земледелием в местах их проживания заниматься сложно, скотоводством занимаются мужчины, они же защищают племя, и потому практически всегда главнее.
За шесть тысяч лет до нашей эры на Ближнем Востоке приручили коров, за четыре тысячи – лошадей в Евразийской степи и буйволов в Китае. Довольно скоро до людей дошло, что можно сделать плуг, прикрепить его к большому животному, и таким образом обрабатывать землю быстрее, чем женщинами. Исчезла дилемма из предыдущего абзаца: мужчины работают в поле – мужчины делают еду – мужчины главные в семье.
С появлением цивилизаций появились и люди, которым не нужно было заниматься тяжёлым трудом. Появилось время подумать о вечном: о смысле жизни, о посмертии, о том, как разнообразить половые сношения. И в последнем древние преуспели:
В Китае были даосские сексуальные практики;
В Индии – трактаты о любви Камасутра и Ананга Ранга, храмы в Кхаджурахо, среди скульптурных композиций которых есть и эротические, а Афанасий Никитин в 15 веке отмечал, что в Индии «женки все гулящие».
На Ближнем Востоке была храмовая проституция. Со слов Геродота, доходило до того, что в Вавилоне каждая женщина обязана была раз в жизни уйти в храм любви и отдаться за деньги.
Жители Европы – что греки и римляне, что северные варвары – просто и незатейливо устраивали праздничные оргии.
Почему люди не вымерли от венерических болезней? Очень долгое время люди ими не болели.
Болезнетворным микроорганизмам, как и любым другим живым существам, нужно где-то жить и размножаться. Люди большую часть своего существования жили изолированными группами по 20-30 особей. В таких условиях эпидемические инфекции, быстро распространяющиеся и быстро убивающие носителей, просто не могли существовать. Однако такие условия были в стадах травоядных, которых приручили люди. Например, возбудителей оспы, кори и туберкулёза наши предки подхватили от коров. Точно так же могли передаться и венерические заболевания (есть байка, что возбудитель сифилиса в диком состоянии живёт во влагалищах лам). Так как наш организм всё-таки отличается от организмов копытных, возбудителям потребовалось время, чтобы адаптироваться к новым носителям, и до первого тысячелетия до нашей эры ЗППП у людей могло и не быть.
Можно по-разному относиться к религиям, но есть один факт: основатели широко распространённых религий точно не были глупыми людьми. Они явно заметили связь между сексуальной распущенностью и распространением болезней, и в первом тысячелетии до нашей эры появились религии, запрещавшие сексуальные обряды и требующие от последователей целомудрия: авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) на Ближнем Востоке, зороастризм в Персии, буддизм в Индии, конфуцианство в Китае.
А ещё все эти религии, за исключением некоторых частностей, низвели женщин до уровня бытового инструмента. Может, посчитали женщин более распутными? Может, женщину просто легче избить за измену?
В конце 18 века произошли революции в Америке и Франции, в числе всего прочего провозглашавшие всеобщее равенство. На женщин это не распространялось, и начали появляться недовольные. Первые феминистки требовали права на высшее образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и достойную зарплату, тем более, что благодаря промышленной революции фабричный труд женщин стал экономически выгоден.
К двадцатым годам двадцатого века все эти права женщины получили, однако в половой сфере равноправием и не пахло: идеалом женщины оставалась домохозяйка, не перечащая мужу, с нулевым количеством добрачных связей и покрываемая позором после развода.
Родившиеся в первой половине 20 века люди жили, воспитывались и трудились во время мировых войн и Великой Депрессии. Они надрывались на тяжёлых работах и не имели достаточно свободного времени, чтобы подвергать устоявшуюся мораль сомнению. Дети 40-50 годов в условиях растущей экономики, возрастающего благосостояния и доступности контрацепции задумались о необходимости старой морали. В ходе сексуальной революции 60-70 годов добрачный секс перестал быт запретным; уменьшилась роль семьи, что дало больше свободы женщинам; уменьшился риск случайной беременности, что дало больше свободы мужчинам.
В результате негласного компромисса между традиционной моралью и моралью сексуальной революции оформился культ Любви. Добрачный секс? Хорошо, но только с серьёзными намерениями. Предназначение женщины – кухня и дети? Разве домашнее рабство – это выражение любви? Разводы? Ну, если без этого не обойтись, то ладно, но Настоящая Любовь бывает только раз. Или два. Ну на третий-то раз повезёт.
В наиболее развитых странах всё меньше людей вступают в брачные отношения. Браки стали невыгодны – жить вместе и даже заводить детей можно и без штампа, а если вдруг партнёр надоест, то легче разбежаться без муторной процедуры развода и дележа имущества. В менее развитых странах браков по прежнему много, и до 80% из них заканчиваются разводом, и не факт, что в оставшихся супруги действительно любят друг друга, а не боятся развода.
Всё больше людей воспринимает идеи сексуальной революции, с каждым десятилетием общество всё меньше осуждает виды секса, не укладывающиеся в традиционную моногамную мораль: одноразовый секс, групповой секс, свинг. Окончание их табуизации наступит, когда будут побеждены венерические болезни, когда лекарства от них будут доступны даже голодающим студентам.
К концу 21 века культ Любви и моногамные отношения вполне могут исчезнуть. Что же может прийти им на смену?
1 – Реставрация морали до сексуальной революции: возвращение женщинам или выдача мужчинам прав бытового инструмента.
2 – Полигамия: многожёнство и многомужество. Да, богатеи обоих полов будут набирать гаремы, но что достанется беднякам?
3 – Открытый брак: брак, при котором оба супруга разрешают друг другу половые связи с другими людьми. В силу особенностей человеческой психики такие браки будут очень часто распадаться.
4 – Групповой брак: несколько мужчин, несколько женщин, и все друг друга любят.
5 – Промискуитет: отсутствие постоянных партнёров. Маловероятно – любому обществу нужно воспроизводство населения, а в современных условиях в одиночку воспитывать детей плохо для здоровья. Впрочем, можно возложить этот труд на государство.
6 – С помощью генетических изменений или киборгизации можно отнять у людей склонность к полигамии или вовсе лишить удовольствия от секса.
7 – Люди могут окончательно перестать жить как приматы и перейти в разряд общественных насекомых: детей производят специально отобранные особи, сексом занимается элита, а рядовое население даже половых органов не имеет.
8 – Или секс-роботы.