Победа через поражение
«Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна.»
- Доминик Кобб
Ты - Ян Гус: проповедник из Богемии, уставший от коррупции в Римской Католической Церкви. Ты непобедим: в диспутах никто не может разбить твою аргументацию, тебя поддерживает король Богемии Вацлав, желающий поживиться церковной землицей, у тебя много сторонников среди народа и даже интердикт, наложенный Папой Римским на тебя лично, этого положения не изменил - твои идеи распространяются по другим землям, пока сам ты скрываешься в глуши. Теперь настал момент истины - в 1414 году тебя вызвали на Констанцский собор, где будет главный диспут твоей жизни и ты сможешь доказать свою правоту перед всем католическим миром.
Но ты уже проиграл.
Но, может быть ты…
…Папа Римский Иоанн XXIII - истинный, каноничный, но один из трёх ныне присутствующих в христианском мире. Ты непобедим. Ты был лихим пиратом, наводившим ужас на юг Италии, потом стал верным слугой папства, стараясь вернуть ему величие и преодолеть столь болезненный раскол внутри РКЦ. Ты победил всех своих врагов внутри курии, наконец сам стал Папой Римским и вот, теперь, ты собрал объединительный собор в Констанце. Ты восседаешь во главе его, твой союзник - Император Священной Римской Империи Сигизмунд Люксембург - слушает твои советы и признаёт твоё главенство в католическом мире. Но ты уже проиграл.
Почему? Сигизмунду гораздо больше нужно единство церкви, нежели твоя тушка, восседающая на престоле Святого Петра. Ваш союз был скреплён обоюдной выгодой от устранения Яна Гуса: Гус не только попирал основы власти церкви, но и утверждал, что “Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана”, а это было опасно уже для Сигизмунда - заповеди нарушали все, но не против всех могли поднять восстание князья Империи. Поэтому ты вызвал еретика на собор, а Император обманул, предоставив вместо охранной грамоты с гарантиями безопасности обычную подорожную, гарантирующую право прохода. Но ты слишком могуч и влиятелен внутри церкви, слишком амбициозен и можешь не остановиться на объединении церкви, а потребовать признать мирскую власть папства над Империей. Поэтому, когда твои враги распространили среди членов Собора компромат на тебя, Император предпочёл отвернуться от тебя и сделал ставку на более покладистого Папу Римского - интересы СРИ превыше всего. Ты вынужден был бежать, отказаться от своего титула - ты проиграл, но хотя бы жизнь сохранил и то победа.
Но может быть ты…
…Сигизмунд Люксембургский - волею Бога Император Священной Римской Империи, король Германии, Венгрии, Хорватии и Богемии. Ты непобедим. Почти. Ты сумел заполучить трон Венгрии и удержать его в упорной борьбе с магнатами, силой навязал свою власть Хорватии, ты заставил старшего брата Вацлава - короля Богемии - отказаться от Германской короны, а потом путём интриг таки сумел добиться избрания себя королём Германии в 1410 году, но этого было мало. Как король Венгрии, ты уже видел угрозу, надвигающуюся с юга - османов. Они уже завоевали всю Грецию и ворвались на Балканы - непосредственная угроза для Венгрии, но в перспективе угроза всем германским землям. Ты уже устраивал однажды крестовый поход против них, в 1396 году, и еле спасся после поражения под Никополью. Выводы ты делал всегда верные - крестовый поход, поддержанный одним из трёх Пап Римских, обречён на провал, а вот если папство объединить, короноваться в Риме Императором и со сборной Империи и крестовым воинством, призванным Папой, пойти на юг, то шанс был. Поэтому ты организовал вместе с Иоанном XXIII объединительный собор, где в 1418 году РКЦ снова стала единой. Более того, уже через год твой старший брат Вацлав умрёт, оставив тебе трон Богемии. Теперь за твоей спиной стоят князья Империи, поддержка церкви и немалый личный домен - можно начинать готовиться к походу против турок. Но ты уже проиграл.
Почему? Да всё просто - в Богемии Ян Гус и король Вацлав были очень популярны, а вот ты с участием в сожжении первого и борьбе со вторым - нет. Запрос на обновление церкви и избавление от самых ярких перегибов, наложился на недовольство засильем немцев в государственном управлении. Достаточно было самой малости, чтобы гнев народа вылился в нечто большее, нежели глухое недовольство на кухнях да в кабаках. Но ты умудрился сделать всё по высшему разряду - подкинул в склад с порохом зажжённый факел. Ситуация в Богемском королевстве после казни Яна Гуса и так начала выходить из-под контроля, но, когда в 1418 году ты потребовал у Вацлава в ультимативной форме вернуть все приходы католическим священникам, изгнав оттуда гуситских проповедников, всё покатилось в бездну. Ведь новые католические священники прибывали из Германии, тем ещё больше разжигая пламя ненависти, а запрет на причащение хлебом и вином – плотью и кровью Христовыми, стал сродни запрету самой бытности чехами.
Изгнанные из приходов гуситские священники теперь приобрели ореол святых борцов за свободу. Чаша, которой гуситские священники причащали верующих, мгновенно стала символом неповиновения Риму и Императору, пожелавшим диктовать свою волю чехам. И под этим символом в городах быстро возникло движение гуситов-чашников. Бюргеры, университетская интеллигенция и богатая шляхта северной Богемии подняли идеи Гуса, как обоснование борьбы с притеснением немцами и королевской властью. Для них это была борьба за привилегии, зиждущаяся на вере в необходимость реформы прогнившей церкви.
Но совсем иначе дела обстояли в сельской местности. Там, особенно на более бедном юге страны, гуситские священники стали водить многочисленные процессии на горы, чтобы быть ближе к богу. И на одной из таких гор – горе Табор постепенно сформировался целый город радикально настроенных гуситов, не желавших больше подчиняться власти католиков. Так появились табориты – самые жёсткие последователи Гуса, требовавшие кроме причастия хлебом и вином и богослужений на чешском языке, секуляризации земель церкви, запрета поклонения священным реликвиям и уравнивания в правах всех божьих людей. Религиозные «коммунисты» 14 века нашли широкую поддержку среди крестьян и обедневшей шляхты. Для них не стояло вопроса что важнее привилегии или реформация – первое без второго невозможно.
Ты, Сигизмунд, и твой брат, Вацлав, могли договориться – чашники были открыты к диалогу, но для вас все они были еретики-гуситы, посмевшие поднять голос против власти. Не стоит удивляться, что, когда в Праге в 1419 году, не без твоего влияния, начались аресты проповедников-гуситов, народ взбунтовался и изобрёл новый вид развлечений – дефенестрацию (от лат. приставки de (извлечение) и fenestra (окно)) – выкинув из окон ратуши прямо на центральную площадь города бургомистра и членов городского совета. Воодушевлённые религиозным фанатизмом гуситы начали грабить монастыри и церкви, убивая священников и монахов – город оказался в полной власти гуситов, только лишь городская цитадель удерживалась верными королю солдатами. Вацлава от такого развития событий хватил удар, а ты, Сигизмунд, стал королём государства, которое не контролируешь. И в этот момент ты проиграл окончательно, так как больше ни о каком крестовом походе против осман ты не сможешь думать следующие 15 лет. Король не контролирующий своё королевство, Император, который не может поставить на место зарвавшуюся чернь – позор всеевропейского масштаба. Ты проиграл.
Пражане-гуситы изобретают национальную забаву - дефенестрацию
Но может быть ты…
…Ян Жижка, бывший наёмник, бандит и лидер таборитов, воин, непобедимый на полях сражения тактик. Не от большого счастья ты совершил новацию в военном искусстве – Сигизмунд, получив буллу Папы Римского о крестовом походе против гуситов, собирал мощную армию, основой которой была рыцарская конница, в то время как у тебя рыцарей кот наплакал, а основа войск ополчение, да такие же, как и ты наёмники. Шансов в полевом сражении против тяжёлой конницы у вас нет, но ты ведь и так это знаешь, а потому решаешь играть от обороны, создав полевую фортификацию из того, что всегда при армии - повозок. Повозки, скованные цепями для прочности, закрытые щитами и ощетинившиеся пиками, арбалетами и гаковницами оказалась неприступной формацией для рыцарской конницы и феодальной пехоты. Тебе нужно просто стоять на вершине холма, удобного для обороны, и отбивать атаку за такой, ведь крестоносцы, уверенные в своей победе, сами раз за разом будут приходить к вагенбургу и гибнуть под ним. Даже предательство пражан во время сражения при Кутной Горе в 1421 году не смогло превратить битву в поражение, ты выжил. Но именно из-за своих побед ты проиграл.
Типичные будни гуситов-таборитов - вламывание рыцарям-крестоносцам
Почему? Ты вселил страх в католиков, твои победы над доселе непобедимым рыцарством были нонсенсом – чернь раз за разом истребляет свет европейского рыцарства, взявших на себя христовый обет освобождения богемской земли от еретиков. Если в начале конфликта это была война Сигизмунда против восставшего вассала, и чехи могли надеяться на сочувствие у врагов Императора. То после провала первого крестового похода против гуситов и начала походов таборитов против врагов за границами Чехии, то сочувствия не осталось, а появился ужас – ужас от творимого разорения земли, ужас от убийств католических священников и жутких историй о творимых гуситами сатанинских оргий, ведь не могли христовых воинов победить никак иначе, чем призвав на помощь тёмные силы. Ты научил чехов сражаться и побеждать, но ты же вселил в таборитов веру в собственное военное превосходство, забыв о том, что побед в сражениях недостаточно для победы в войне. Страх будет толкать Сигизмунда и католиков собирать новые крестовые походы против гуситов, разоряя северные и западные пределы Чехии. Никто больше не хотел торговать с чехами, земли приходили в запустенье, деревни сжигались по несколько раз и уже не восстанавливались, гуситы одерживали победу за победой, но конца войне видно не было.
Бюргеры и шляхта из чашников, беднели и начинали винить во всём таборитов, победы над Сигизмундом должны были склонить его к переговорам, но таборитам, кто был никем, а стал всем – защитниками веры и всех чехов, переговоры были не нужны и даже опасны. Поэтому ты и задавил недовольных чашников в 1424 году. Табориты верили в то, что с ними Бог и в то же время здраво понимали, что при любом компромиссе с Сигизмундом они окажутся не у дел – слишком опасные, слишком сильные, чтобы позволить им сохранить хотя бы часть их положения. Ты – непобедимый слепец (лишился одного глаза до войны и второго в процессе, но не перестал командовать войсками), умер, но осиротевшие табориты продолжили твоё дело, дело бесперспективное, так как чем дольше длилась война, тем меньше вас поддерживал народ, а война могла длиться очень долго – против гуситов была вся мощь СРИ, пока вы выносили пару княжеств, десять других успевали восстановиться и направить против вас свои войска. Гуситов не могли победить силой оружия, но их победили экономикой – чашники не могли больше терпеть разорения, а Сигизмунд, чем дольше шла война, тем больше терял авторитет, компромисс был неизбежен и таборитам, «сироткам» в нём места не нашлось. Ты выиграл все битвы, но проиграл войну. В 1434 чашники и имперская армия победили таборитов, Сигизмунд наконец смог стать полноценным, но не полновластным королём Чехии, а чашники формально добились удовлетворения всех своих требований, но по факту же всё было ой как непросто и торжества гуситов так и не произошло.
И всё же, хотя гуситы и проиграли, но Ян Гус победил, когда спустя 102 года после его смерти некий Мартин Лютер опубликует «95 тезисов» …
_________________________
Автор - Владимир Герасименко