Царь-орган - "Электроника-01"

Царь-орган – самый большой электроорган в СССР выпускался на Херсонском полупроводниковом заводе в начале 80-х. 

,История,СССР,электроника,техника,электроорган

В Советском Союзе вся экономика была военно-ориентированной, но всё-таки необходимо было учитывать хотя бы минимальные потребности населения, в силу этого и существовало постановление ЦК КПСС, согласно которому при каждом крупном заводе или фабрике должен был функционировать цех ширпотреба, выпускающий «мирную» продукцию для населения. Поэтому какой-нибудь танковый завод (а надо помнить, что Союз выпускал танков больше, чем весь остальной мир) обязательно попутно клепал какую-нибудь сеялку или на худой конец кастрюли – сковородки. В Херсоне эту функцию выполнял завод «Заряд», который был подразделением Полупроводникового завода, входившего в ВПК Союза. 
«Заряд» кроме детских игрушек выпускал сначала зарядные устройства для мотоциклов (на 6 вольт) а позже пуско-зарядные устройство для автомобилей уже на 12 вольт (мечта автолюбителей) – широко использовавшийся для взятки при решении вопроса о доп. финансировании и т.п. 
Вот этому заводу спустили документацию с Брянского полупроводникового завода (как тогда говорили завод-побратим) на электроорган, которым они уже занимались - на доработку и дальнейший выпуск. Разработкой занялось конструкторское бюро под руководством Владимира Леонидовича Лунёва в 1979 г., а главным конструктором изделия назначили Сергея Лукича Олиференко, которого пришлось даже сманить с завода-побратима предоставив ему квартиру. Кроме этого разработчикам требовались УШИ – т.е. специалист, который бы определял (и подправлял) соответствует ли звучание клавиши допустим фагота на органе – натуральному фаготу и т.д. Кроме того этот спец должен был уметь ловко шевелить пальцами на клавиатуре, представляя инструмент на многочисленных выставках, ярмарках, а также при визитах высокого начальства (была такая непременная опция в тогдашнем производственном укладе). На эту должность был приглашён выпускник Музыкального училища Олег Ивченко. 

А в это время на дворе в условиях всеобщего дефицита на всё (кроме танков) клавишные ЭМИ т.е. просто клавиши (у лабухов их иногда называли тачкой или расчёской) приобретались у гастролирующих ВИА - преимущественно стран Восточной Европы. Чаще всего югославские-польские-венгерские группы на гастролях по нашей стране продавали свои Yamaha, Roland, Korg с целью закупиться обновлёнными по возвращении после "чёса". А обновление наступало каждые пол года, если не чаще. Покупались эти отработанные инструменты по баснословным (для тех зарплат) ценам 3-4-5 тысяч рублей. Попадали они и в КБ на завод «Заряд», где наши конструкторы понимали, что безнадёжно отстают от западных производителей, причём начиная уже с элементной базы. Повторялась история с автомобилями. Тем не менее ч/з приблизительно три года изделие было готово и поступило в продажу. Стоило оно вы будете смеяться просто астрономическую сумму – 8.160 рублей (больше а/м «Жигули»). 
Электроорган (так официально называлось изделие) имел две клавиатуры, причём нижняя была разделена на два части – левая имела особенность в ней белые клавиши были чёрными, а чёрные (диезные-бемольные) – наоборот белыми. Весил 60 кг – достаточно неудобно для гастролирующих ансамблей. 
Носил название «Электроника – 01». В советское время было проблематично назвать что-либо нестандартным именем. На пример докостроительный завод «Паллада» всё время имел вопрос что за название? И кто разрешил? Гораздо проще иметь название п/я-102. А посему, когда изделие называется «Электроника» не возникает ни малейшего вопроса почему? В СССР «Электроникой» назывались те же пуско-зарядные устройства, магнитофоны катушечные и кассетные и видео, усилители, акустические системы, телевизоры, радиоприёмники, калькуляторы, электропроигрыватели, часы, МВ печи, медицинское оборудование, мини ЭВМ и т.д. 
Не было зафиксировано ни единого случая покупки органа за наличный расчёт (необходимо было появляться в бронежилете и с инкассаторской машиной). Тем не менее по безналу он покупался Дворцами культуры больших объединений-заводов. Не имел себе равных в Советском Союзе по размеру и стоимости, почему и получил негласное прозвище «царь-орган».