Бесстрашный Стив Ирвин – охотник на крокодилов
Время летит с огромной скоростью. Кажется, что это было только вчера, но минуло уже 14 лет с того момента, как Стив Ирвин покинул нас..
Австралийский телеведущий и натуралист — «охотник на крокодилов» Стив Ирвин — открыл для миллионов своих зрителей с разных континентов удивительный мир дикой природы, где обитают опасные, порой отталкивающие, но, по-своему, прекрасные животные. За свою недолгую жизнь он участвовал в следующих проектах:
Croc Files
«Охотник на крокодилов»
«Смертельный океан»
«Тайны охотников» и др..
Стивен Роберт Ирвин родился 22 февраля 1962 года в Эссендоне – местечке в пригороде Мельбурна. Его родители – Роберт и Лин Ирвины — в 1970 году открыли в городе Бирва штата Квинсленд собственный зоопарк – «Парк рептилий Бирвы», при котором находилась крокодиловая ферма. Стив с детства помогал родителям ухаживать за животными и изучал повадки рептилий.
Сразу после окончания школы он уехал на север штата, чтобы заниматься отловом крокодилов, появлявшихся в окрестностях деревень и угрожавших безопасности местных жителей. Пойманных животных Ирвин не убивал, а переправлял в семейный зоопарк. Отсутствие образования в области биологии или зоологии будущий натуралист и телеведущий компенсировал непосредственными наблюдениями за животными и любовью к своему делу.
Он много времени проводил в одиночестве в безлюдных частях континента, практикуясь в отлове рептилий. Первая известность пришла к Стиву Ирвину после того, как он присоединился к государственной программе по защите рептилий. Он был одним из первых людей в Австралии заявивших, что при транспортировке животных не стоит использовать транквилизаторы. В 1991 году он познакомился с американкой Терри Рейнс, занимавшейся реабилитацией диких животных.
Вскоре Терри стала женой Ирвина, матерью его двоих детей, а также – коллегой и верной соратницей. В том же году пожилые родители Стива Ирвина отошли от дел и переехали, оставив свой зоопарк сыну и невестке. Молодожёны принялись за развитие и расширение зоопарка, а также за популяризацию своего дела. В начале 1990-х годов Ирвины начали выпускать собственные документальные фильмы о дикой природе – Croc Files, где рассказывали о жизни рептилий и буднях владельцев крокодиловой фермы.
Первые ролики были сняты во время их медового месяца, проведённого вдали от цивилизации в обществе змей и крокодилов. Вскоре эти полулюбительские работы заинтересовали руководство канала Discovery. В итоге, возник телевизионный проект Crocodile Hunter («Охотник на крокодилов»), принесший Ирвину мировую известность.
В 2006 году Стив Ирвин вместе с Филиппом Кусто (сыном знаменитого Жак-Ива Кусто) работал над проектом «Смертельный океан». Ими была задумана серия передач, рассказывающих о наиболее опасных обитателях морских глубин. 4 сентября у Ирвина был выходной, но он всё равно решил организовать подводную съёмку в районе Большого Барьерного рифа, чтобы включить несколько впечатляющих кадров со скатами-шипохвостами в шоу своей восьмилетней дочери. Вместе с оператором Джастином Лайонзом ведущий погрузился под воду.
Скаты-шипохвосты практически никогда не нападают на людей первыми, но в тот день скат оказался раздражённым или напуганным. Когда Стив Ирвин проплывал над ним, животное нанесло ему несколько быстрых и сильных ударов в грудь своим ядовитым шипом.
Один из уколов пришёлся прямо в сердце. По одной из версий, Ирвин сразу вытащил шип, что и привело к его кончине. Возможно, если бы жало ската оставалось бы в ране до прибытия медиков, натуралиста удалось спасти. Члены съёмочной группы вытащили Ирвина на надувную лодку, но он скончался ещё до того, как шлюпка подошла к опорному судну. После того как новость о гибели Стива Ирвина попала в СМИ, по всему австралийскому побережью прокатилась волна убийств и без того редких скатов-шипохвостов.
Действия Ирвина и его поведение по сей день оцениваются двояко. Безусловно, натуралист совершил большой вклад в науку и сделал мир дикой природы немного ближе и понятнее для обычного человека. Стив Ирвин активно выступал за защиту дикой природы и бережное отношение к животным. За свои заслуги он был удостоен собственной звезды на Голливудской «Аллее славы».
А для многих детей, родившихся в 1980-1990-х годах, передачи Стива Ирвина были одними из наиболее захватывающих телепрограмм.
«Парк рептилий Бирвы», открытый родителями натуралиста, благодаря усилиям Стива и Терри превратился в «Зоопарк Австралии» — одну из главных достопримечательностей страны. Сегодня здесь обитают не только рептилии, но и другие животные со всех уголков планеты. На огромной территории (около 400 га) для животных были построены гигантские павильоны, оборудованные всем необходимым.
«Парк рептилий Бирвы», открытый родителями натуралиста, благодаря усилиям Стива и Терри превратился в «Зоопарк Австралии» — одну из главных достопримечательностей страны. Сегодня здесь обитают не только рептилии, но и другие животные со всех уголков планеты. На огромной территории (около 400 га) для животных были построены гигантские павильоны, оборудованные всем необходимым.
Однако нередко в адрес Ирвина звучала критика, порой небеспочвенная. Многие зрители считали его трюки слишком опасными и самонадеянными. Кто-то полагал, что Ирвин провоцирует и нервирует испуганных животных, обращаясь с ними слишком жёстко, а кто-то – что действия натуралиста могут навредить его детям. Так, например, публика была шокирована выпуском шоу, в котором Ирвин кормил крокодила, держа в одной руке мясо для рептилии, а в другой – своего новорожденного сына.
На подобную критику Стив Ирвин всегда отвечал, что хорошо знает повадки животных и, несмотря на кажущуюся беспечность, всегда контролирует ситуацию. После смерти Ирвина многие склонились к тому, что он сам был виновен в нападении ската: животное было испугано тем, что человек находился над ним, и восприняло его поведение как угрозу.
Но, так или иначе, передачи с участием Стива Ирвина и его семьи пользовались невероятной популярностью и транслировались во множестве стран. Жизнерадостный и энергичный мужчина, выполняющий рискованные трюки с опасными рептилиями, до сих пор является одним из узнаваемых символов 1990-х. А раскованное и непредсказуемое поведение ведущего стало его своеобразной визитной карточкой..