Сольные гайдзинопокатушки по Нихону - 9
ЧетвёртаяШестая
Восьмая
Так-то аригато в хату, бисёнены. Продолжаем разговор и сегодня завершаем рассказ о Хиросиме. Отчасти, символично получилось, что руки дошли до написания поста в день 71-й годовщины атомной бомбардировки. Собственно, подробнее - по ходу поста.
В чём, скажем так, удобство Хиросимы для туриста? Да в том, что основные "точки интереса" сконцентрированы в одном районе города и от замка Карпа до мемориала Мира лапой подать. Сверившись с гуглокартой, иду туда.
Мимо местного ледового дворца\спортцентра Hiroshima Green Arena, перестроенного к летним азиатским играм 1994-го годаЗаметка на полях - ну не любят в Японии голубей. И правильно делают.
Частью экспозиции которого и по совместительству памятником местным ж\д линиям является один из немногих (если не единственный) сохранившихся локомотивов класса C59 (JNR class C59)
У паровоза с номером C59161 даже имя собственное есть. Аки.
Рядом с локомотивом - местное синтоистское святилище.
А сразу за этим всем - дорога, точнее, судя по ширине, что-то ближе к нашему понятию проспекта Aioi Dori и мосты через реку Ота.
В том числе и тот самый Т-образный мост Айой, который 6 августа 1945-го стал основным ориентиром для бомбометания.
Через мост проходят трамвайные пути основной линии Хироден.
Хиросима - один из немногих японских городов, где сохранилось трамвайное движение. И вскоре после войны остальные города стали дарить Хиро свои вагоны, после отказа от трамвайных маршрутов. Так что в Хиро теперь катается куча всякой всячины. Что интересно, конкретно этот вагон с номером 651 - один из двух (вместе с братом 652-м) переживших бомбардировку. Вот он, обгоревший и сошедший с рельс 9-го августа 1945-го, через три дня после взрыва.
В наши дни вагон восстановлен и продолжает кататься по своему регулярному маршруту. Такие дела.
Сразу у моста - Genbaku Domu, точнее - руины здания выставочного центра Торгово-Промышленной палаты Хиросимы.
6 августа 1945-го в 8 часов 15 минут по местному времени на расстоянии около 170 метров от купола и в примерно 600-та метрах над землёй тут и взорвалась сброшенная с Б-29 первая в истории атомная бомба "Малыш". Взрывная волна прошла почти что вертикально сквозь остеклённый купол, что, конечно, сохранило часть несущих стен, но находившихся в здании людей естественно не спасло.
Купол был спроектирован чешским архитектором в нетипичном на тот момент для японцев западном стиле.
А через мост отсюда - островок с Мемориальным Парком Мира. В своё время - фактически зона эпицентра взрыва.
Посещение этого мемориального комлпекса входит в обязательную школьную программу, поэтому почти каждый день тут можно встретить стайки школьных экскурсий с детьми разного возраста, от совсем карандашей, до старшеклассников.
Это - детский памятник мира, он же - мемориал Садако Сасаки, наверное, самой известной жертве бомбардировки.
На стилизованной атомной бомбе стоит маленькая девочка, держащая в руках журавлика. Вокруг памятника - стеклянные будки с такими же оригами-журавликами, символическими пожертвованиями от школ и простых граждан. Каждая из школьных экскурсий по очереди подходит к памятнику, читает стихотворение, молча молится, кланяется и уступает место следующей экскурсии. Всё как у японцев заведено - строго в очереди, строго по порядку.
Рядом с памятником Садако - Хиросимский колокол мира. Второй обязательный пункт посещения экскурсантов. Время от времени низкий звон, почти что гудение ритуального колокола разносится по всем уголкам парка, как бы напоминая о том, что здесь произошло более 70-ти лет тому назад.
Кенотаф, символическое надгробие погибшим во время и вскоре после бомбардировки.
Вход в мемориал жертвам бомбардировки
Первый же зал оставляет по меньшей мере гнетущее впечатление. В середине журчит маленький фонтан, на стенах - панорамный снимок города в первые дни после взрыва.
Панорама, конечно, жутко кривая, но общее представление даёт.
Также в этом мемориале находятся электронные стенды с перечнем и фото всех опознанных жертв бомбардировки, а также библиотека со всеми имеющимися данными о погибших. По понятным причинам, фотографий этого не будет.
Что занятно, мемориал находится под землёй на глубине ну максимум двух этажей. Однако, подняться назад можно как по привычной лестнице, так и на лифте или эскалаторе.
Следующая остановка - музей Мира.
Снимки грибовидного облака, считанные минуты после взрыва
Панорама города. Красный шар - эпицентр взрыва
Восковые скульптуры, изображающие жертв бомбардировки вскоре после взрыва. Предельно натуралистично исполненные, слабонервным лучше не рассматривать (хотя из-за имитирующего пожар мерцающего освещения тут не особо много и рассмотришь)
"Малыш", собственной персоной
Обгоревшие останки детского велосипеда. Часть экспозиции о разрушениях, причинённых бомбой:
Униформа ученика средней школы, повреждённая осколками стекла и пожарами
Лист кровельного железа, деформированный взрывом
Дезактивированные куски обломков (спёкшиеся между собой металл, кирпичи, стекло, песок и прочая) с места взрыва. Так сказать, прикоснись к трагедии лично. Т.е. можно взять в руки и пощупать. Так сказать, проникнуться.
Обломки сохранившиеся после взрыва в непосредственной близости от эпицентра
Часть стены здания с навсегда въевшимися в побелку потёками Чёрного Дождя (одно из последствий ядерного взрыва - дождь, вместе с которым на землю выпадает грязь, пыль, копоть и сажа, поднятые в воздух взрывом)
Бумажные журавлики. Те самые, которых складывала Садако Сасаки в надежде на то, что старая легенда про 1000 журавликов окажется правдой и она поправится. К сожалению, не оказалась...
Садако Сасаки пережила атомную бомбардировку (дом находился всего в 1.5 км от эпицентра взрыва), но через 10 лет после взрыва умерла от лейкемии. Во время болезни от подружки узнала о старой легенде, что если человек сложит 1000 бумажных журавликов, его самое сокровенное желание сбудется. Точно не известно, успела девочка сложить больше тысячи журавликов, как утверждают данные в экспозиции музея или всего 644, как утверждает книга "Садако и тысяча бумажных журавликов", да и не суть важно.
Первые признаки болезни проявились в виде опухоли в 1954-м году, а уже в 1955-м, не смотря на усилия врачей, девочка скончалась. Журавлики выставлены в центре зала, где на панорамной экспозиции показан весь путь наблюдения за Садако, от госпитализации, до похорон. Кроме того, в этом же зале демонстрируются экспонаты других жертв трагедии. А именно - комья выпавших волос, ногти со слезшей с рук кожей, удалённые с конечностей и спин "хибакуся" (человек, переживший взрыв бомбы) струпья и полосы кожи с радиационными ожогами. Это в дополнение к плакатам и фотографиям, натуралистично демонстрирующим то, что с человеком делает радиация и ядерный взрыв. По, опять же, понятным причинам, фотографий не будет.
Посещение этого музея также входит в обязательную школьную программу. Причём даже для младшеклассников. А впечатление после посещения музей оставляет... мягко говоря неоднозначное, если не угнетающее. Кажется, на улице +28 и ясное безоблачное небо, а тебе почему-то ни разу не весело.